Стокгольмский метрополитен - самая длинная художественная галерея в мире.
1 октября 1950 года в Стокгольме открылся первый и единственный в Швеции метрополитен. В настоящее время это крупная транспортная система, охватывающая не только город, но и ближайшие пригороды. Она включает 100 станций на трех ветвящихся линиях, общая протяженность которых чуть больше 105 км.
Главное в шведском метро не только технологические параметры, экологичность и комфорт, но и дизайн:
По инициативе администрации метрополитена в вестибюлях станций часто проводятся выставки, налажено сотрудничество с сотнями художников, принимающих участие в оформлении метро. Здесь встречаются детские рисунки, античные скульптуры, настенные рельефы на самые разные темы, мозаики и даже ручьи! Некоторые станции вырубались в горных породах и не были облицованы, а так и остались тоннелями в скалах. Не случайно этот метрополитен называют "самой длинной художественной галереей мира".
Домашней для нас стала станция "S:T Eriksplan":
Рядом с ней находился отельчик в котором мы жили, с тесным старинным лифтом, приводившим в восторг! Им пользовались несмотря на то, что подниматься нужно было всего на второй этаж. Ощущения, что лифт был из фильмов середины прошлого века :-).
Сама по себе станция ничем не привлекательна и сильно проигрывает большинству других по оформлению. Но даже здесь все смотрится очень гармонично, начиная от тактильной плитки и заканчивая рекламными щитами:
47 станций метрополитена из 100 находятся под землей, а остальные наземные или даже надземные.
До королевского дворца Дроттнингхольм удобно добираться через станцию зеленой ветки Brommaplan, где нужно пересесть на автобус. Очень люблю вот такие изогнутые платформы, красота:
Чем-то социалистическим веет от подобных фотографий:
Можно подумать, что это пригородная электричка, а не поезд метро:
Правильное название стокгольмского метро Stockholms tunnelbana. Этим напоминает, например, Сингапур. Там метро называется MRT:
А вот еще одна наземная станция - Gamla stan. Находится на одноименном острове в историческом центре Стокгольма. В переводе означает "старый город":
Но вернемся под землю, основные достопримечательности находятся там. Суровый вид на эскалаторы предположительно станции Vreten:
А это уже платформа Vreten. Здесь основной темой оформления служат работы японско-шведского скульптора Такаши Нэраха "Небеса в кубе":
Станция запомнилась тем, что является практически моим ровесником - всего на день младше, открыта 19 августа 1985 года.
Vreten находится в промышленном районе и вечером пустынна:
Чем дальше отъезжаешь от центра и чем более позднее время, тем больше интервалы в движении. Практически бесшумный поезд ждет своих пассажиров:
Горизонт завалил умышленно ;-)
На многих платформах (скорее всего на всех) можно увидеть стрелки, указывающие направление на север и юг. Кто-нибудь знает для чего это сделано?
Граничащие друг с другом станции иногда соединены длинными переходами, но чаще всего имеют общие платформы или располагаются друг над другом. В таких случаях между ними можно пройти просто поднявшись по лестнице или воспользовавшись лифтом:
Одной из таких станций является Vastra skogen или "Западный лес". Она обладает самым длинным эскалатором в стокгольмской системе метро - 66 метров при высоте 33 метра. Здесь синяя линия разветвляется на две ветки.
Скальные породы не закрашивали, но серость не давит - небольшие панно из цветной плитки уравновешивают восприятие:
Одной из самых запоминающихся станций является Kungstradgarden ("Королевский сад"). Она знаменита античными скульптурами и водопадами!
Хозяином станции считается бог войны. Вот только я не знаю его ли я снял - были и другие подобные скульптуры:
Оформил станцию художник Ульрик Сэмуэльсон, черпавший вдохновение из дворцов в окрестностях парка.
Внутренний вид поезда: тихо, чисто, современно:
Центром всей транспортной системы Стокгольма является железнодорожный вокзал и его окрестности с автовокзалом. Здесь пересекаются все три ветки метрополитена и находится самая оживленная станция T-Centralen. В среднем за день через нее проходит более 200 тысяч человек. Посмотрим на T-Centralen синей ветки:
Станция вырублена в скале на глубине 26-32 метров, открыта в 1975 году и являлась 79 по счету на тот момент. Арки и стены расписаны голубыми изображениями веток с листьями и силуэтами строителей:
Один из выходов:
Несмотря на поздний час на платформах вокзальной станции достаточно многолюдно, что и не удивительно:
Мы тоже поехали домой. Лаконичный вход в метро:
Изгиб одной из платформ совмещенной здесь красной и зеленой ветки уже упоминавшейся T-Centralen:
На одной из конечных станций поезда ждут пассажиров:
А вот и станция, оформление которой придется по вкусу далеко не каждому - Hallonbergen. Здесь декоративное украшение представляет собой металлические скульптуры и изображения в стиле детских рисунков:
У нас такое пока очень трудно себе представить:
Solna Centrum - во многих статьях значится как одна из самых красивых станций метро в мире. Выглядит и впрямь необычно, даже для Стокгольма:
Solna действует с августа 1975 года, глубина заложения около 30 метров. Окрас подземного вестибюля станции очень напоминает современный белорусский флаг :-). Стены расписаны рисунками, отображающими социальные и экологические проблемы, актуальные для Швеции в 70-е годы прошлого столетия.
Самой живописной веткой метро считается синяя - самая молодая. Переходы между станциями порой оснащены вот такими траволаторами:
Напоследок вспомним об алых парусах :-) Как раз в эти выходные в Петербурге прошли очередные "Алые паруса", где главным героем уже который год подряд стал шведский бриг "Три короны". В этом году праздник я пропустил. Но вот как это было в 2012 -
http://viktor-io.livejournal.com/13218.html.
Сколько бы раз не приезжал в Стокгольм, я, скорее всего, всякий раз буду пользоваться услугами метрополитена. Это не только хорошо налаженный вид транспорта, но и прекрасная возможность получить эстетическое удовольствие и в очередной раз убедиться в том, что Северная Европа является одним из мировых лидеров практичного промышленного дизайна. Стокгольм и Сингапур пока для меня просто идеальные города, от посещения которых остались самые положительные воспоминания!
PS. Мой пост о самом северном метрополитене на Земле здесь -
http://viktor-io.livejournal.com/11993.html
Обсуждение