Валерия Карманова
От Тихого Океана к Соловецким островам
54122+4

В середине 90-х А.Солженицину, который жил тогда в эмиграции, было разрешено вернуться в Россию. Его путь в Россия лег через Владивосток. Мы ждали поезда на Центральной площади. Поезд опоздал на несколько часов. И когда к нам вышел Солженицын и стал говорить, стал ясно, что он жил вдали от России слишком далеко и долго. Но очень скоро, буквально через месяц, в Дальневосточном Книжном издательстве вышел 3-х томник «Архипелаг Гулаг». Для меня эта книга была открытием – открытием нового мира и новой истории страны. Соловки стали тем местом, где непременно нужно побывать, чтобы увидеть и понять очень многое. И вот мечта сбылась – через всю Россию, от самого Тихого Океана я еду на далекий север – прямо к Белому морю.

Огромный чумазый, дышащий черным дымом тепловоз, отправлявшийся от платформы славного города Питера до столицы Карелии Петрозаводска, своим видом настораживал, вызывая воспоминания о разрухе и гражданской войне. Множество людей, пытавшихся попасть в вагон одновременно, тоже. Но что поделать – лето, август.
В 11 вечера поезд тронулся. За окнами вскоре побежали куда-то тоненькие березы, поднялась луна. Но ночь где-то потерялась. Было ощущение, что сейчас где-то 9 часов вечера. Так выглядит северная ночь. Около 6 утра прибыли в столицу Карелии. У меня была договоренность и переписка по поездке на острова с туристической компанией из Петрозаводска, где было обещано в лучшем виде за умеренную плату. Но при моем прибытии по заданному адресу оказалось, что обо мне и моих намерениях никто и не слыхивал. А цену за поездку предложили в 2,5 выше, чем ожидалось. Но ведь смелость города берет!!! И узнав, в каком направлении двигаться, я купила на вокзале билет на поезд до станции Кемь. Мне повезло - поезд отходил через 15 минут, а следующий только вечером.

Поезд Минск – Мурманск после моего вчерашнего московского был фантастически красив. Народ ехал разный. В том числе группа туристов из Белоруссии в Хибины. Перекинувшись парой фраз, мы быстро нашди общий язык, достали карты и потекла беседа – прекрасная дорожная, дружеская, познавательная. Нужно сказать, что расстояния между остановками поезда в Карелии очень большие; до Кеми всего 3 остановки, но времени это занимает 8 часов. Вечерело, когда я сошла с поезда на станции Кемь. Вам знакомо то чувство, когда вы оказываетесь первый раз в совершенно незнакомом месте?? Маленькое здание вокзала. Почти стертые ступеньки. На улице под навесом кафе – несколько столиков. Через дорогу магазин. Я подошла к двум женщинам, стоящим около магазина с вопросом; как доехать до Соловецких островов?? Они посмотрели на меня с недоумением. –«Да не доедете вы». – «А есть же дорога на пристань, причал??»- «Да, дорога есть. Но автобус ходит 2 раза в день – утром и вечером». Сейчас как раз был вечер. И это давало надежду.


Нашла остановку автобуса. Долго ждала, и не я одна. Народу набралось много. Подошел ПАЗИК 50-х годов. Народ набился, разместился. Причем мужчины охотно уступали место женщинам. Рядом со мной на заднем сиденье 2 мужчин. Ехать мне до конечной остановки. Едем долго и не торопясь вдоль старых зданий, затем показалось море. Все вышли. Выхожу и я. Ветка железной дороги. Лесопилка. Предполагаю, где может находиться пристань и иду к морю. Причал. Катер. Разговорчивые мужички рассказали мне, что чтобы уехать на острова, нужно придти на пристань часов в 6-7; в 7 начнется продажа билетов, в 7.30 – посадка. Осталось определиться с ночлегом. По счастливому стечению обстоятельств ночевала на постоялом дворе Соловецкого храма (как видите, небеса помогают путешественникам). До часу ночи бродила по берегу; Попов остров и дальше на север. И казалось мне, что каждый метр земли и каждый камень здесь живой.

Уже 5,30 утра я на пристани. Катер типа «Турист» забрал всех желающих. Народу собралось много, и посадка шла живой очередью, очень корректно. Про билеты на катер не было ни слуху ,ни духу. Переход до островов занял около 3,5 часа. Ночью сильно похолодало – с 22 до 13 градусов. Причалили. Пошумев, приезжие растворились в местном колорите. Я зашла выпить чаю и поесть в крошечную забегаловку на пирсе (но была рада и тому, что она здесь есть). Задержалась у карты острова. Потом шагнула на тропинку, повернула за угол рядом стоящего дома ....и ...оказалась там, в тех самых 40-хх. Двухэтажные деревянные дома, заборы. Тетки сидят на завалинке. Лают собаки. Рядом пыльная дорога, по которой священник в длиннополом одеянии ведет группу людей. Где-то на горизонте видны маковки башен...

Соловецкий Архипелаг - это Большой Соловецкий остров и 5 маленьких вокруг него. На восток от Большого острова - Анзерский остров (47 кв.км), на юг - Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 кв.км) на запад - Большой и Малый Заяцкие (1,25 и 1,02 кв.км). Центральный остров - Большой Соловецкий – протянулся на 25 километров с юга на север и на 16 км в ширину. Действительно большой остров (246 кв.км) – захочешь за день обойти – намаешься. Первыми на Большом, тогда еще необитаемом острове, Соловецкого Архипеллага, поселились иноки Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, еще в 1429 году, без малого 600 лет назад. Поселились они под Секирною горою, в западной части острова, где и прожили вдвоем 6 лет. Герман и Зосима с помощью других отшельников, построили небольшую церковь, устроили монастырь. С течением времени монастырь креп, рос и развивался. До середины XVI века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. В 1548 г. игуменом стал, отрекшись от жизни мирской, Филипп (в миру боярин Федор Колычев) – личность незаурядная. Хозяином он оказался превосходным: при нем монастырь стоится, да уже храмы строят каменные, хозяйство крепнет, развивается торговля и собственный флот. Немного-немало, а 52 канала (!!!!) соединили Святое озеро с другими озерами. Сохранились эти каналы и до наших дней. Восемнадцать лет управлял Филипп монастырем, и стал за эти годы монастырь одним из крупнейших на Севере (!!!). В 1566 году Филипп был призван Иваном IV на место митрополита Московского, а в 1569 году по его же приказу был задушен Малютой Скуратовым в Твери, куда был сослан за протест против произвола опричников. Имя Филиппа в Соловецком монастыре свято и увековечено неоднократно. Вот вам и личности, вот вам и пример служения своему делу и своему Отечеству, хотя и в обличье священника!!!

Событием, покрывшим монастырь неувядающей военной славой, был обстрел монастыря двумя английскими фрегатами во время Крымской войны. 7 июля 1854 года, при архимандрите Александре, произошло нападение на монастырь двух английских военных пароходов. В монастыре было 50 человек воинской команды, восемь на стенах и два орудия полевых. Англичане потребовали немедленной сдачи монастыря, и после последовавшего отказа, открыли по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась целых 9 часов; оба полевые орудия, под прикрытием берегового холма, отвечали на неприятельский огонь. Вечером, английские военные корабли, выпустившие из своих пушек за 9 часов канонады около 2000 ядер и бомб, ушли, слегка повредив отдельные здания и никого не убив. Это событие резко повысило авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличилось количество паломников и почетных гостей, в числе которых был и посол Франции в России Талейран. И стал Соловецкий монастырь защитником и оплотом всего русского севера. Слава о нем шла по земле русской.

В историю русской культуры Соловецкий монастырь вошел знаменитым собранием икон, книг, рукописей. Богатство, копившееся веками, бережно хранилось в ризнице, библиотеке, архиве. К главным его святыням, мощам преподобных Зосимы и Савватия, стремились и стремятся в наши дни тысячи паломников. По оценке Дмитрия Лихачева, монастырь «…явился собирателем и хранителем древнерусского рукописного наследия, произведений живописи и художественных ремесел. Он был своего рода музеем». (Д.Лихачев). Церковная утварь, старинные иконы, огромная библиотека, исторические документы – главные богатства Соловецкого храма. Во второй половине ХIХ века сокровища Соловецкого монастыря оценивались в десять миллионов рублей.

В 1912 году на самотечном канале из Святого озера в Белом море построена гидроэлектростанция. И, возможно, Соловецкий монастырь существовал бы и дальше, прирастал богатством и духовным, и прочим. Но история распорядилась по - другому. В России произошла революция. И все перевернулось в мире. Из всех привлекательных качеств и особенностей архипелага и монастырских строений большевиков заинтересовали только те, которые позволили без особых затрат изолировать неугодных власти. Стены монастыря и раньше использовались для изоляции и наказания преступников и еретиков. Из числа сосланных и умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священник Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин, касимовский царь Симеон Бекбулатович, дядя Пушкина – А. Ганнибал (за сочувствие декабристам). Глубоким старцем был посажен сюда последний кошевой Запорожского войска Калнивевский и освободился, уже будучи старше 100 лет. (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг»)

26 апреля 1920 Президиум Кемского уездного исполкома принял решение о национализации имущества монастыря. На острова прибыла специальная комиссия соответствующий акт, при вынужденном участии архимандрита Вениамина, был подписан. Тогда же, на Большом острове был организован совхоз "Соловки". За три года, пока действовал совхоз, все самое ценное с Соловков было вывезено в столичные музеи. Часть ценностей пропала. Через месяц провели национализацию. Одновременно (20 мая 1920 года) был организован трудовой лагерь принудительных работ, переросший впоследствии в СЛОН. (А.Солженицын «Архипеллаг Гулаг»). Но если за 400 предыдущих лет здесь перебывало чуть более трехсот узников, то всего за 20 неполных лет существования "Соловецкого Лагеря (потом тюрьмы) Особого Назначения" (СЛОНа) их было сотни тысяч, большинство из которых так и остались на Соловках в безымянных братских могилах... В 1921 году были основаны в ведении ЧК северные лагеря особого назначения – СЛОН. Революция продолжала бороться с окружавшими ее со всех сторон «врагами». Первые такие лагеря возникли в Пертоминске, Холмогорах и около Архангельска. Соловки были одними из первых.

Очень привлекательными выглядел в глазах чрезвычайной комиссии Соловецкий монастырь и Соловецкие острова – отлаженное хозяйство, изоляция от внешнего мира, каменные постройки, 20-40 км от материка. Ворота Соловецкого лагеря - Кемперпункт. Это пересылка на станции Кемь на Поповом острове, соединенном с материком дамбой. Первое, что видел заключенный, прибывший на пересыльный пункт – людей, одетых в мешки. И, ступая на землю острова, слышал такие слова: «Здесь республика не Советская, а Соловецкая – нога прокурора еще не ступала на эту землю»; «Патроны беречь – ни одного выстрела иначе, как по заключенным». (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг») В конце 1923 года на Соловках было около 2000 заключенных; в 1928 – около 60 000. НА станции Кемь - от 30 000 до 70 000 человек. (А.Солженицын «АГ». В Соловецком Кремле – как на Невском. Тесно от людей. В церквях и соборах монастыря нары - в Никольской церкви и Успенском соборе – до четырехэтажных. В 13 роте, живущей в корпусе, примыкающей к Преображенскому собору – 3500 человек (!!!). Очереди за кипятком – очереди по часу; проверки затягиваются далеко за полночь. Мертвых прячут под нары, чтобы получить лишнюю пайку еды. В Соловецком Кремле есть плохая санчасть с плохой больницей, в остальной же части островов – никакой медицины.

В 1928 году вспыхнувшая в Кеми эпидемия тифа унесла жизни 60% и населения, и заключенных. Перекинулся тиф и на Соловецкие острова. В 1929, когда завезли из Средней Азии басмачей, вспыхнула ни на что не похожая болезнь – ни чума, ни тиф и не оспа – которую назвали «Азиатским тифом». Лечить болезнь не умели. И поэтому, если в камере кто-то заболевал, камеру закрывали и никого из нее вы выпускали – пока не вымирали все.
На северо-восток от Большого Соловецкого, среди лесов острова Анзер, поднимаются стены скита. Это Голгофо-Распятский скит. Это название среди памятников православной архитектуры единственное, оно не повторяется больше нигде. По преданию, 18 июня 1712 года иеромонаху Иону под этою горой во время ночного бдения явилась Богородица и сказала ему:.. «сия гора отселе будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит. И убелИтся она страданиями неисчислимыми…». Построили иноки скит и назвали так, как велено. Но текли года, уходили столетия и более 300 лет предсказание не сбывалось. И вот настали новые времена-времена Соловецкого лагеря особого назначения. И - сбылось. У стен Голгофо-Распятского скита найдены уже в наше время самые большие захоронения. В Голгофо-Распятском скиту, что на Анзерском острове, в церкви собраны все больные - те, кто умирает от истощения, и те, кто умирает от простуды, и те, кто умирает от других - самых разных болезней. «..Зимой бородатые трупы в одном белье подолгу лежат в церкви. Потом их ставят в притворе - прислонив к стене – так они меньше места занимают. Затем выносят наружу …и просто сталкивают вниз с Голгофской горы.» (А.Солженицып «Архипелаг Гулаг»).


Гора Секирная - страшное слово для Соловецких невольников. В двухэтажном Вознесенском соборе устроены карцеры и здесь придумываются самые страшные мучения для узников – их садят на жердочки на целый день, ставят на валуны или на пеньки (раздетым привязывают к дереву в лесу и комары заедают насмерть), голыми обливают водой на морозе или кладут в снег, или загоняют в озерную топь по горло и держат там, или привязывают к оглоблям и пускают коня вскачь….

Но подлинные Соловки – это не Кремль, и даже не скиты – это лесоразработки. Долгота рабочего дня здесь определялась тем временем, когда выполнен урок – дневное задание. А если урок не выполнен – то не было и возврата под крышу. За год работы на лесоразработках здоровый крепкий сильный мужчина превращался в ходячий скелет, если кто доживал до этого срока, не умерев от истощения. … Рассказывают, что в декабре 1928 года заключенных в наказание - не выполнен план – оставили ночевать в лесу – и 150 человек замерзли насмерть. (А. «Солженицын «АГ»). И это был обычный Соловецкий воспитательный прием. «…В период 1927-1937 гг. лесозаготовки на Соловецких островах выросли в 50 раз» (Павел Флоренский «Помни о Вавилоне»).

"Мрачная обомшелая стена Кремля исполинским утюгом придавившая землю...Тёмные камни лежат прочно, нерушимо...И не понять, не узнать: какой камень был положен со смиренной молитвой, и какой со стоном отчаянья? Какой полит горючей слезой и какой согрет горячей молитвой? И где прошла та трещинка, что расступилась в наше время пропастью, превративший этот остров в место беспрерывных мук? Почему не оградили монахи своих потомков от нового бедствия? Почему их труд, их вера, их мука не принесли нам мира, а породили ещё более жестокую борьбу, ещё более жестокую муку? Когда и кем было что-то утрачено, без чего невозможен мир?" (Геннадий Андреев, заключённый СЛОНа 1927-1929 и 1933-1935гг)
Были и пытки, и ежедневные расстрелы. Дорогу за Кремлем, к кладбищу, узники зовут расстрельной. Стреляли и прямо в Кремле – в подвале. Топили заключенных и на баржах.

Недалеко от Кеми город Беломорск. В 1931 году отец народов задумал построить Беломоро-Балтийский канал. Срок для строительства определил в 20 месяцев. Панамский канал длиною 80 км строился 28 лет; Суэцкий длиной 160 км – 10лет. Беломор-канал длиной 227 км строили 20 месяцев. Не было на строительстве ни тракторов, ни кранов - вместо машин все делалось руками. Скального грунта вынуто при строительстве – 21 миллион кубометров. Соловецкий лагерь стал отделением Беломоро-Балтийского канала.
И был построен канал в срок.
Цена строительства – 250 тысяч человеческих жизней.
Да, это не Освенцим и не Бухенвальд. Но это страшнее.
Дважды Святая Земля – Соловки. Полита она не только потом святых мучеников, но впитала горькие слезы и кровавый пот непосильных страданий сотен тысяч других страдальцев.

Мечутся около берега чайки. Кричат. Много знают они, да не могут рассказать. Потому что говорить не умеют….
На пристань от станции Кемь идет ветка железной дороги. У последней остановки автобуса, около складов лесозаготовки, она разветвляется и одна ветка уходит чуть в сторону, чуть западнее. Это колея ведет к пирсу, выстроенными руками заключенных за 28 дней – из дерева сбиты основания пирса, засыпаны обломками скал и крупным камнем. Пирс, уходящий в никуда. Железная дорога, ведущая по ту сторону жизни.
Спать здесь Невозможно. Невозможно заснуть. И не потому, что здесь слишком светлые ночи. Кажется, что весь мир вокруг тебя, несмотря на годы, кричит о несправедливости. Кажется, что пытаются заглянуть тебе в глаза тысячи глаз. С надеждой.

Солнце уже давно село. Но в 12 часов ночи светло и ржавые отблески его лучей лежат повсюду. Лежат, как застарелые пятна крови и как напоминание. О тех, кто уже не придет никогда. О тех, кто, может быть, верил до последнего. И ждал.

К концу 40-х годов ХХ в. Соловецкий архипелаг утратил это свое предназначение. После упразднения лагеря территория Соловецких островов и Кеми находилась в ведении Министерства обороны. С острова было вывезено около 12 000 заключенных. Всего 12 000…. После войны здания Соловецкого храма были заброшены, обветшали. В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы. Сегодня уже многие объекты приняли свой прежний облик, утраченный в первую половину ХХ века; изучается его история, создан Соловецкий заповедник, поселок у стен древнего монастыря, взяты под охрану государства и природа островов, и сами острова со всеми существующими на них сооружениями. В 1990-х годах возрожден Преображенский мужской монастырь.

По сегодняшним данным, дела о политической неблагонадежности были заведены на 52 000 0000= 52 миллиона граждан страны Советов. Это каждый 3 (???) гражданин нашей страны.
Время идет вперед днями, годами, десятилетиями.
Только память о прошлом жива.
Дважды святая земля - Соловки.

Валерия Карманова Владивосток

Текст и фото автора

54122+4

Обсуждение

 
Master
PRO
0.0024 июня 2010 06:17
Master
Супер, прочитал на одном дыхании  Супер
 
Валерия Карманова 12.0524 июня 2010 06:45
@valery
Супер, прочитал на одном дыхании
Спасибо, Мастер Улыбка
 
altimona 29.0026 июня 2010 16:29
скажи, и я скажу кто ты [мой портрет работы ArtGapanа]
Валерия Карманова, очень красиво пишете! Супер и фотографии создают полное ощущение переноса на место событий ..спасибо за рассказ Супер
 
Владимир Чесноков 13.1830 июня 2010 06:36
@vovachess
Зачет на отлично!!!!
 
Валерия Карманова 12.0502 июля 2010 06:43
@valery
Валерия Карманова, очень красиво пишете! и фотографии создают полное ощущение переноса на место событий ..спасибо за рассказ
Спасибо, Altimona.

Зачет на отлично!!!!
Спасибо, Владимир.
Мечтаю побывать еще да пожить подольше в необьыкновенных этих местах.

 Подмигивание
#UNIPLACE#
 
Подсказки

Следующая работа — левый клик по фото
Предыдущая работа — левый клик по стрелке слева вверху

Закрыть предпросмотр — левый или правый клик по серой области или правый клик по фото

Увеличение фото — наведите курсор на фото и скрольте вверх
Уменьшение фото — наведите курсор на фото и скрольте вниз

Закрыть увеличенный режим — правый клик в любом месте
OK
Купить фото
#
Цена USD
$12.59
+7% Fees
Размер (пикс)
x

Лицензия
Editorial
Адрес автора
0x00
 
***
 
 
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Обсуждение
Добавить в галерею
 
Популярные работы в этой категории
Закрыть