«Нужна ли фотографии рамка?» или «К вопросу о принципе влияние рамок на визуальное восприятие изображений»
SandMan / Blog
15.07.2015 13:28
62519+5

Одним из вопросов, который регулярно мучает меня при подготовке фото для веба – добавлять или не добавлять рамку к изображению. Кто-то над этим посмеётся. Мол, думать надо не об этом. Хорошее фото рамкой не испортишь, а посредственное – рамкой не украсишь. С этими доводами я полностью согласен. Но все же не могу отделаться от ощущения того, что в отношении некоторых изображений наличие либо отсутствие рамки достаточной существенно меняет визуальное восприятие картинки.

Особенно это заметно для случаев когда тон фотографии и фона похожи. Темная фото с рамкой на темном фоне выглядит (по крайней мере, для меня) не просто ярче и глубже, чем без рамки . У меня создаётся ощущение более насыщенного цвета и более высокой резкости и контрастности изображения.

Включая и отключая слой с рамкой в таких изображениях, я явственно видел этот эффект, но никак не мог понять, в чем же он заключается. А вот сегодня утром в душе у меня случилось прозрения и, мне кажется, я понял, как рамка влияет на восприятие фотографии. Попробую изложить свою гипотезу и буду благодарен за любые комментарии.

Давайте представим ситуацию. Мы стоим на темной улице и смотрим на здание, в котором открыта дверь, через которую видно, что происходит внутри помещения (ну, например, там – бар). Мозг в этой ситуации видит два разных сюжета: (1) плохо освещённую статичную улицу и (2) ярко освещенную динамичную внутренность бар. По степени освещённости, по динамике, по смыслу эти два сюжета очень разные, и поэтому мозг их разделяет и обрабатывает отдельно друг от друга.

И такая ситуация повторяется очень часто. По сути, мы живем в мире «вложенных сюжетов», которые мозгу надо разделять для более совершенного анализа. Смотрим телевизор – два сюжета: комната и то, что на экране. Смотрим в окно – снова два сюжета: комната и то, что за окном. Даже кода утром чистим зубы перед зеркалом – снова визуальная реальность делится на два сюжета: статичная ванная комната и наша рожа в зеркале.

Если мозг не разделит реальность на сюжеты – он будет обрабатывать их как одно целое, что приведет к ухудшению восприятия. Это как пытаться выставить экспозицию когда в кадре находятся очень яркий и очень темный объект – как ни выставляй, все равно часть информации будет потеряна. Хотя оба объекта можно прекрасно сфотографировать по отдельности.

Рамка – это то, что помогает нашему мозгу делить сложный визуальный сигнал на несколько более или менее равномерных сюжетов, которые можно обрабатывать отдельно. Косяк двери – это рамка, граница монитора – это рамка, рама окно – это рамка. В сущности, мы живем в мире рамок, в каждой из которых транслируется самостоятельный сюжет жизни. Не в этом ли секрет успеха концепции оконного интерфейса Windows?

А посмотрите на картинные галереи: каждую картину окружает мощная рама. Для чего она нужна? А для того, чтобы мозг мог обрабатывать сюжет каждой картины отдельно от другой. Я бы сказал, что чем плотнее висят картины на стене, тем более широкие рамы им нужны. Иначе вместо множество сюжетов сбудут обрабатываться как один сюжет и сольются в визуальную «кашу».

Когда вы видим темное фото на светлом фоне или светлое на темном – мозг четко отделяет картинку от фона и обрабатывает ее как отдельный сюжет.

А вот если темное фото показывается на темной подложке – мозг или не может выделить фото в качестве отдельного сюжета или выделяет сюжет не по тому контуру, по которому нужно. Например, мозг может выделить сюжет по рамке монитора или по рамке окна браузера. При этом основное изображение (наше фото) замусоривается посторонними элементами, не относящимися к нему. Вот поэтому и восприятие фотографии и заложенной в ней идеи смазывается. Когда же мы делаем на фото контрастную рамку, мы как бы однозначно показываем мозгу, где граница нашего сюжета. Мы помогаем мозгу выделить фотографию в качестве самостоятельного сюжета, и она анализируется отдельно. Отсюда и возникает иллюзия большей четкости, насыщенности, законченности

Практический вывод: применение рамки оправдано в первую очередь тогда, когда тон фотографии мало отличается от тона фона и когда вокруг края фотографии есть альтернативные рамки, по которым мозг может разрезать общую визуальную картину на отдельные сюжеты.

Применительно к photoclub.by ситуация с рамками становится принципиально неразрешимой, поскольку разные посетители пользуются разными цветовыми схемами сайта (темной либо светлой). Таким образом, однозначно сказать, нужна ли рамка, вообще не представляется возможным.

Не претендую на истину в последней инстанции, высказываю эту мысль в качестве гипотезы.

Очень хочется услышать мнения опытных фотографов по этому поводу.

P.S. Возможно, на этом принципе работает черный квадрат Малевича? Две абсолютно четкие рамки с абсолютным отсутствием сюжета. Поскольку с такой ситуацией мозг в реальной жизни никого не встречается, он просто подвисает (как камера, пытающаяся навестись на фокус по серой стене). Вот от этого подвисания мозга и прутся поклонники Малевича :)

Blog / SandMan
15.07.2015 13:28
62519+5

Обсуждение

 
Kalju4ii 114.6115 июля 2015 14:01
Когда вы мертвы, это- надолго.Когда глупы - навсегда.(К.Вагнар)
Спасибо,было интересно ! Пожалуй надо еще и разбить тему на подразделы. Рамка для фотографии на инет-ресурсах и в печати.. Это разные вещи...столкнулся с проблемой ,рамки ,идеально смотрятся с веб-экрана и совершенно теряются после печати. Они бывают уместны при печати под ламинат,я же,после нескольких экспериментов стал обходиться простыми деревянными под стекло. Пиво
 
(lik13vvs) 27.2818 июля 2015 16:24
Имею мнение..." Корова тоже любит икебану"...)))
По сути, мы живем в мире «вложенных сюжетов», которые мозгу надо разделять для более совершенного анализа. Смотрим телевизор – два сюжета: комната и то, что на экране. Смотрим в окно – снова два сюжета: комната и то, что за окном. Даже кода утром чистим зубы перед зеркалом – снова визуальная реальность делится на два сюжета: статичная ванная комната и наша рожа в зеркале.
- а нарисованные рамки есть в этих случаях ?
Если мозг не разделит реальность на сюжеты
- мозг то разделит в любом случае, а вот сможет ли воспринять человек , то что мозг разделил ?
А вот если темное фото показывается на темной подложке – мозг или не может выделить фото в качестве отдельного сюжета или выделяет сюжет не по тому контуру, по которому нужно
- мозг всегда выделяет по "нужному" контуру, это заложено генетически, как "целесообразность в вопросе выживаемости", а вот что "словомешалка" того кто делал намешала - другой вопрос.
А вот если темное фото показывается на темной подложке – мозг или не может выделить фото в качестве отдельного сюжета или выделяет сюжет не по тому контуру, по которому нужно
- никогда в жизни- мозг отработает так как нужно , а вот что увидит тот у кого с мозгом не полностью контакт налажен.
Мы помогаем мозгу выделить фотографию в качестве самостоятельного сюжета
а вы уверенны , что помогаем ? а не захочет ли мозг начать анализировать рамку, а не изображение и не станет ли основным вопрос нужна ли рамка или нет вне зависимости от изображения?
Практический вывод: применение рамки оправдано в первую очередь тогда, когда тон фотографии мало отличается от тона фона
Практический вывод , если нет возможности подобрать нужный тон паспарту - это техническая недоработка сайта.
Мы помогаем мозгу выделить фотографию в качестве самостоятельного сюжета
Как говорил великий - не должно быть ничего лишнего - рамка не несёт смысловой нагрузки - в топку её.
Возможно, на этом принципе работает черный квадрат Малевича?
А что сам Малеыич по этому поводу считал?

Тема если честно дутая. Картины в рамах да рама отрывала изображение от стены, почему рамы были золотые и витиеватые - другой вопрос, но рама возникла не для отрыва от стены, а для "спрятать потроха" подрамника в первую очередь и как крепёжный элемент во вторую. в фотографии эту роль играет паспарту.
С цветовым тоном - при нормальном выбором паспарту - разница в цвете ( или её отсутствие) сформирует именно то пространство, которое задумал автор. Другой вопрос , если автор не умеет готовить пространство,но это его трудности, а не рамки
Наш мозг - умнее нас, не стоит ему помогать, ему бы не мешать , и он сам всё сделает.

ЗЫ Чёрный квадрат имеет такуюже художественную ценность, как и башмак которым в Буша кинули...))) А вот историческая ценность у них хоть и разная, но большая.... Почитайте о выставке на которой он был выставлен первый раз... Да и в истории он не первый и не последний, просто остальные не попали в "боленые"точки....

ЗЫЫ а так , то каждый выбирает для себя, в меру чвоего понимания . Конечно.
 
SandMan 21.0102 августа 2015 14:36
@sandman
- а нарисованные рамки есть в этих случаях ?
В этих случаях они не нарисованные, а реальные.

мозг то разделит в любом случае
К сожалению, нет. Мозг вообще часто ошибается при анализе визуальной информации. Отсюда такое большое количество зрительных иллюзий.

мозг всегда выделяет по "нужному" контуру, это заложено генетически
Не так все просто! Бумажные и электронные картинки появились не так давно. А эволюция мозга - процесс медленный...

- никогда в жизни- мозг отработает так как нужно
Если бы мозг всегда обрабатывал информацию как нужно - не одной из десятков известных иллюзий восприятие не существовало бы. Вы как-то слишком оптимистично мозг оцениваете Улыбка

и не станет ли основным вопрос нужна ли рамка или нет вне зависимости от изображения?
Это - возможно. Для некоторых. вроде нас с вами Улыбка

Как говорил великий - не должно быть ничего лишнего - рамка не несёт смысловой нагрузки - в топку её.
Вот скажите это Malakhov Улыбка

Наш мозг - умнее нас, не стоит ему помогать, ему бы не мешать , и он сам всё сделает.
Тогда и шарпить изображение тоже не стоит, ведь это тоже - обман мозга. Но все это делают.

Тема если честно дутая.
Возможно...
 
(lik13vvs) 27.2804 августа 2015 13:06
Имею мнение..." Корова тоже любит икебану"...)))
- а нарисованные рамки есть в этих случаях ?
В этих случаях они не нарисованные, а реальные.
Значит нарисованных нет...)))) И зачем тогда рисовать?

мозг то разделит в любом случае
К сожалению, нет. Мозг вообще часто ошибается при анализе визуальной информации. Отсюда такое большое количество зрительных иллюзий.

мозг всегда выделяет по "нужному" контуру, это заложено генетически
Не так все просто! Бумажные и электронные картинки появились не так давно. А эволюция мозга - процесс медленный...

- никогда в жизни- мозг отработает так как нужно
Если бы мозг всегда обрабатывал информацию как нужно - не одной из десятков известных иллюзий восприятие не существовало бы. Вы как-то слишком оптимистично мозг оцениваете 
Вы кажется перепутали мозг и словомешалку... не сомневайтесь , мозг разделит, а вот словомешалка у каждого своя...))))
Как говорил великий - не должно быть ничего лишнего - рамка не несёт смысловой нагрузки - в топку её.
Вот скажите это Malakhov 
В этом месте мы должны почтительно аплодировать ? ..))))

Наш мозг - умнее нас, не стоит ему помогать, ему бы не мешать , и он сам всё сделает.
Тогда и шарпить изображение тоже не стоит, ведь это тоже - обман мозга. Но все это делают.
Именно благодаря мозгу фокусируется оптический аппарат человека и линейное разрешение этого аппарата пока в разы превосходит линейное разрешение фотоаппаратов, однако в состоянии сфокусироваться только на отдельно взятой точке ... именно по этому изображение на плоскости не улучшается шарпом , а подгоняется под возможности глаза, однако не точечно , а по всей поверхности изображения.... и если чуть-чуть перешарпить.... результат расказывать не буду , как говорят ..."шгибко хороша - совсем не хороша...."...)


Забудте про рамки - про рамки забывают все рано или поздно - это как " детская болезнь левизны в коммунизме " ...))))
 
Dim Wocberg 24.1601 сентября 2015 07:37
@pictoman
Я соглашусь с SandMan в полной мере.Так же и с Kalju4ii на тему разграничения темы на подразделы. Редко когда фотографии на выставках, либо просто как элемент декора на стенах "смотрятся" без рамок... Разве что репортаж не так привязан к ним, так как он слепок жизни, реальности, он призван вовлекать, а не отделять нас от события на фото, и по этому не требует отделения границей рамки. Возможно еще жанровое фото...
То же и на экране монитора. Ведь суть его - стена с картинками. А вот печать, тут не все так просто, наверное лучше напечатать и обрамлять уже овеществленное фото реальным же материалом.
Мой случай иной...как поклонник различных ретро тем, у меня частенько перед глазами старые открытки...и работы свои я зачастую подгоняю к их стилистике, вот и грешу обрамлениями, которые возможно только мне и уместны по ощущению:)
Но я стараюсь не переступать... рамок Улыбка )) разумного!
 
Николай Семёнов 358.3924 октября 2018 23:12
@nikolay828
Отделить изображение от всего ненужного. Это понятно. Этой же цели служит и паспарту, но оно уже отделяет изображение от рамки.
#UNIPLACE#
 
Подсказки

Следующая работа — левый клик по фото
Предыдущая работа — левый клик по стрелке слева вверху

Закрыть предпросмотр — левый или правый клик по серой области или правый клик по фото

Увеличение фото — наведите курсор на фото и скрольте вверх
Уменьшение фото — наведите курсор на фото и скрольте вниз

Закрыть увеличенный режим — правый клик в любом месте
OK
Купить фото
#
Цена USD
$12.59
+7% Fees
Размер (пикс)
x

Лицензия
Editorial
Адрес автора
0x00
 
***
 
 
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Обсуждение
Добавить в галерею
 
Популярные работы в этой категории
Закрыть