О ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ИДЕЕ Хулиганствующий Элементъ Добавлено: 22.10.2005 |
Иллюстрации приведены в конце статьи Немного предыстории Тема этой статьи настолько неочевидна, что хорошее предисловие, ясно объясняющее суть вопроса, тут не только не помешало бы, но и позволило бы избавиться от многих вопросов читателей в дальнейшем. Поэтому давайте и начнём с объяснений, почему вообще возникла эта тема. Все мы любим читать подробные тест-обзоры в фотожурналах о том, какие достоинства и какие недостатки имеют те или иные фотокамеры. Процесс этот сладостен, но рано или поздно кончается, и выбрав наконец себе камеру по вкусу, фотолюбитель переходит к изучению основ фотографирования. Он покупает все книги на эту тему и читает все журналы подряд, и теперь уже точно знает всё о практической экспонометрии, характеристиках фотоплёнок и матриц, композиции, световых схемах и других, не менее полезных вещах, таящих в себе волшебный ключик к превосходной фотографии. И даже любит бесконечно спорить с другими такими же фотолюбителями на эти темы, специально зарегистрировавшись для этого на фотофорумах в Интернете. Однако, фотографии нашего фотолюбителя, становясь качественнее, почему-то не становятся более выразительными. Если всё сказанное вам знакомо, то эта статья для вас. Давайте поговорим, почему так происходит. Давным-давно, в одной из своих статей о практике съёмки пейзажа я сказал, что фотография, с технической точки зрения, представляет собой гармонию Света, Цвета и Формы, разложив, тем самым, её на эти три независимые, но неразрывно связанные, составляющие. Этот механистичный подход сразу же был принят многими читателями с воодушевлением, о чём мне и писали в письмах; и это можно понять: существует множество практических и понятных каждому методик "общения" с каждым из этих трёх понятий. Казалось бы, дождавшись наилучшего света, сделав цвет насыщенным и составив "правильную" композицию, можно получить чуть ли не идеальный пейзаж. Вот и идёт наш фотолюбитель снимать природу, хорошо уяснив себе, что цвет получится лучше на обратимую Fuji Velvia, да при косом освещении заходящего солнца, и твердя себе обрывки магических фраз про горизонт на треть от верха и про золотое сечение. К чему тут Velvia, почему горизонт на треть от верха, а не от низа, почему на закате - да кто же об этом задумывается? Возникает ощущение, что в голове нашего пейзажиста уже сложилась какая-то догматическая схема, а интересы самого сюжета тут не учитываются. Говоря другими словами, мы идём снимать не пейзаж, а реализовывать очередную технически-правильную банальность, уже сидящую в нашей голове. При этом мы почему-то уверены, что фотоаппарат и сам передаст то чувство, которое нам хочется донести до зрителя. Но это не так, и в результате мы получаем качественные снимки, все на одно лицо, и от этого очень похожие на профессиональные.
Поэтому, сегодня мы поговорим о четвёртой составляющей, которая уже не относится к техническим аспектам. Этой составляющей является фотографическая идея выбранного нами сюжета. И сама фотография чаще всего представляет собой эту идею, творчески воплощённую её автором в гармонии Света, Цвета и Формы. Я бы сказал, что наличие удачно реализованной уникальной идеи превращает фотографию в произведение искусства. Что такое фотографическая идея? Если вы посмотрите любительские фотографии, например, на любом из фотосайтов, то найдёте очень много невыразительных снимков. Глядя на такие фотографии, непонятно, что хотел передать автор, зачем он вообще снимал этот снимок. Иногда можно услышать предположения других зрителей, что "смысл тут в противопоставлении маникена в витрине и прохожих на улице", "лужа символизирует март", а идея заключается в том, что "пустыня обозначает вечность, а травинка - жизнь отдельного индивидуума", и другие подобные проявления бредовой идеи под названием "язык фото-арт". Никакой нормальный зритель, если он не профессиональный аналитик, не потратит ни секунды своего времени, чтобы задуматься о несуществующей связи "маникена" и прохожего, если фотография ему не нравится. Более того - редко какой зритель вообще задумается о смысле, вложенном автором в фотографию. И правильно делает - в самой фотографии нет никакого другого смысла, кроме заложенного в неё автором чувства; а все рождающиеся в голове зрителя ассоциации принадлежат опыту восприятия самого зрителя. При этом сама фотография выступает в роли катализатора этой "химической реакции" мозга. Например, в фотографии той же лужи кому-то видится март, другому - дождь, третьему зрителю понравилось отражение неба, а четвёртый, наоборот, сегодня хочет видеть только грязное дно этой самой лужи, поскольку он только что поругался со своей, самой чудесной в мире, девушкой. Что же хотел сказать этим снимком сам автор, известно только самому автору и господу Богу. Но раз снимок создан, значит что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо, скомпоновать кадр и нажать на кнопку. Так вот, это "что-то" и назовём фотографической идеей. Для того, чтобы уяснить себе происхождение этого термина и доказать правомочие его дальнейшего использования, вкратце обратимся к истокам. Само слово "ИДЕЯ" (от греч. idea) - в собственном смысле слова означает зрительный образ, наглядный образ; по Аристотелю идея - это силосозидающая и формообразующая сущность вещи; по Платону, вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. По Декарту идея означает "образ вещи, создаваемый духом". Таким образом, будем считать, что фотографическая идея представляет собой преддверие вещи, формы, визуального образа, воплощённого в фотографии. Фотографическая идея рождается от желания фотографа донести своё чувство до зрителя и неразрывно связана с этим чувством. О том, какими бывают идеи конкретных фотографий мы поговорим чуть ниже, а сейчас давайте посмотрим, чем идея отличается от мысли, и чем от смысла снимка. Я не раз слышал удивлённые восклицания внезапно прозревших любителей фотографии, такие, как "Я всё понял!!! В фотографии обязательно должна быть какая-то мысль!". Но, согласитесь, что любую мысль можно просто написать словами на листе чистой фотобумаги, не выходя из дома вообще, и не тратя дорогой фотоплёнки. Будет ли это произведением искусства? Ответ на этот вопрос очень хорошо сформулировал Лев Толстой, сказав, что "словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства". А мы с вами рассуждаем всё-таки об искусстве. Продолжая разговор о роли "мысли" в фотографии, возьмём очень меткий термин "отумизм", пущенный в оборот моим коллегой, Вадимом Бочечко. Термин этот характеризует фотографии, рождённые только "от ума", в отсутствие возбуждения души. Всем знакомы такие вот снимки, высосанные из пальца от нечего делать. Не было чувства у автора - не будет и у зрителя, это же вполне очевидно! Любое чувство, любая эмоция - вот истинное содержание фотографии, если мы говорим об искусстве, а не об прикладной фотографии. А вот заложенная в фотографию мысль, чаще всего, ничего в ответ, кроме недоумения, не рождает. Также, идею не следует путать со смыслом снимка. Посудите сами: смысловое содержание фотография получает в процессе просмотра её зрителем, где он ставит её в соответствие со своим микрокосмосом. Достижение наиболее полного соответствия смысла фотографии её фотографической идее и является признаком высокого мастерства фотографа: значит, ему не только удалось разбудить в зрителе какие-то ассоциации, но и донести свои собственные чувства до зрителя. Подробнее о том, как на практике реализовать возникшую в вашем сердце фотографическую идею в своём снимке, мы с вами поговорим в последующих выпусках журнала.
На этом можно было бы и остановиться, сделав вывод о том, что в каждом снимке есть своя уникальная идея, рождённая чувством и так или иначе воплощённая технически. Но принятие этого понятия предоставляет интересные возможности, как для анализа отдельной фотографии и серий, так и для решения практических вопросов, возникающих перед самим фотографом. Фотографическая идея отдельной фотографии и серии Фотография может не иметь цвета, света и не являть конкретную форму, но нет ни одной фотографии, которая была бы рождена в отсутствие какой-то идеи. Идея связывает чувство с образом. Идеями конкретных фотографий могут быть ассоциация, игра света и тени, гармония формы, сочетание цветов, нарушение ритмики, необычное, отсутствие чего-то или кого-то, искажения всех видов, мгновенная гармония, плохая или хорошая погода, тональная и временная перспективы, буйство красок, соответствие сцены ранее виденным, пространство, личность, сравнение и сопоставление, динамика, недосказанность и тому подобные понятия, непременно объединяющие визуальный образ с каким-то чувственным ощущением. Хотя в это перечисление укладывается большинство творческих снимков, но, как вы понимаете, есть и такие, идеи которых совсем непросто (или вообще невозможно) разгадать, а также куча фотографий с невыраженной идеей. Вы, наверное, уже удивились, почему в этом списке нет упоминаний о красоте? - Я сделал это специально. Дело в том, что красота - настолько широкое понятие и имеет столько же смыслов, сколько людей живёт на планете Земля плюс ещё один, и поэтому куда полезнее попытаться описать её более понятными ощущениями. Если же фотограф не в состоянии объяснить самому себе, почему ему понравился какой-то пейзаж, то есть выделить основную идею и дать на неё акцент, то я бы не назвал эти упражнения с фотографией серьёзными: это любительщина, в самом плохом смысле этого слова. Фотограф, осознав то, что именно вызвало у него то или иное чувство, то есть саму идею будущего снимка, при дальнейшем выборе изобразительных средств (композиция, свет, цвет) ставит акцент и выделяет именно этот образ. Если это ему удаётся, то зритель фотографии, воспринимая этот образ, получает то же самое чувство, или близкое к тому. Как вы видите, идеи фотографий лежат на пересечении между родившимся чувством и его реализацией в образе. В самом деле, что такое игра света - чувство или образ? Что такое сопоставление и недосказанность? Что такое гармония цвета или ритмика? Плохая погода? Обладая своего рода дуализмом, для нас, фотографов, эти понятия напрямую связывают собой чувство с изобразительным средством. Именно поэтому и появилась эта тема. И именно поэтому тут не говорится об абстрактной красоте, которую непонятно как воплощать на снимке. Как вы можете видеть, большинство идей снимков являются отражением тех или иных чувств и эмоций в мире образов и поэтому не могут быть выражены словом, указывающим на предмет, который можно потрогать руками. Никакой предмет не может быть главной идеей снимка. Вещь может являться только материальным посредником в выражении идеи. Разве нельзя понять тот факт, что в пейзаже мы фотографируем не горы, облака и деревья, а то или иное настроение природы? Тому читателю, который считает, что фотографической идеей изображения обнажённой натуры является показ тела, а не гармония формы или света, или даже личность модели, следует пересмотреть своё понимание этого жанра. Даже в рекламном гламуре, при съёмке тех или иных предметов, главной идеей является не сам предмет, а провоцирование зрителя на желание этого предмета. Чуть ли не единственным примером предметной фотографии является фотография на паспорт. Но получившиеся при этом изображения, согласитесь, к настоящему искусству никакого отношения не имеют, напоминая больше фотоконцептуализм. Возникновение идеи неразрывно связано с конкретным автором, с его эмоционально-психическим состоянием в данный момент, и особенно с его духовным опытом. Следует заметить также, что она никак не связана с уровнем его профессионализма. Но о том, насколько владение навыками ремесла помогает создавать фотографу произведение искусства, мы поговорим с вами в последующих номерах журнала. Если фотография не рождает никакого чувства в зрителе, значит, она не может быть отнесена к произведениям искусства. В таких случаях её обычно называют современным искусством, концептуализмом, поиском автора, арт-объектом или ещё как-нибудь. Если же её идея затронула хотя бы одного зрителя, тогда говорят, что фотография имеет некоторую эстетическую ценность. Конкретный снимок может иметь эстетическую ценность, понятную только одному человеку, либо общечеловеческую. Проблема ведь не совсем в том, что мы не можем донести свои чувства до зрителя, а в том, что у нас всех разные чувства. Хотя принято считать, что величина эстетической ценности произведения искусства так или иначе зависит от количества людей, кому это произведение нравится, я бы призвал вас хорошенько подумать, прежде чем согласиться с этим, поскольку понятие эстетической ценности является абсолютным, в отличие от материальной ценности. И, я более чем уверен, что в ваших архивах уже есть снимки, об истинной ценности которых вы даже не догадываетесь, и в то же время, очень многое из того, что мы видим сегодня висящим на стенах галерей, не то, что не обладает какой-то значимостью, но даже и фотографиями-то назвать можно с трудом, поскольку из всех чувств вызывает только чувство недоумения. Дело в том, что эти снимки, чаще всего, висят там за деньги. Весь прогресс в развитии технических средств фотографии подчинён только одному - чуть-чуть уменьшить пропасть между идеей автора и средствами её реализации. Те авторы, фотографическая идея которых рождается "ногами вперёд", то есть от возможностей, предоставляемых техникой (к примеру большинство любительского макро, "творческие" светофильтры, занятия рукоделием в фотошопе) делают большую ошибку и сами становятся на тупиковую ветку пути развития самого себя, именно как фотографа. Например, многим приходилось встречать фотографии, в которых автор явно злоупотребил возможностями графического редактора. Во имя чего были загублены эти снимки, во имя какой идеи? Фотографическая идея происходит от достижения автором внутренней гармонии, переживания чувства, а технические возможности обычно только сдерживают её реализацию, а не наоборот.
Поговорим теперь вкратце о сериях фотографий. В то время как идеями отдельных снимков, составляющих серию, могут быть какие-то гармонии или ассоциации (или ещё что-нибудь), общая идея серии представляет собой нечто новое, отличное от простого перечисления. Это и понятно - собирая серию, вы формируете новый визуальный образ, новое произведение искусства, с его новыми свойствами. Например, идеей простейшей серии может быть сопоставление или сравнение. Серия, например, может раскрывать идею личности, несмотря на то, что ни один из снимков, её составляющих, не раскрывает этой темы, а построен, наоборот, на недосказанностях. Наконец, неудачная серия может не выражать вообще никакой идеи, будучи предметной. Например, зачастую схожие предметы или портреты одних и тех же людей ошибочно объединяются в ничего не выражающую серию: "Татьяна" (ню), "Поездка на море" (популярный туристический жанр), "Книги" (натюрморт) и так далее. Причём, серии в таком ключе можно встретить даже на фотовыставках, и мы с вами уже даже знаем, почему. Что дальше? Как вы понимаете, предмет нашего с вами разговора можно рассматривать как со стороны аналитики фотоискусства, так и в практическом ключе. Например, можно сопоставить идею отдельного снимка с идеей серии, а затем и с общей целью фотоискусства, если она уже как-то сформировалась у вас в голове. Однако, несмотря на то, что мне иногда всё-таки приходится писать статьи на аналитические темы, я не отношу себя к любителям этого жанра, наверное потому, что чаще занят собственно фотосъёмкой. Поэтому в следующих выпусках я лучше покажу на практических примерах, как реализовать ту или иную фотографическую идею, возникшую в вашем сердце. А сейчас посмотрите иллюстрации и подписи к ним. Фото 1
Нетрудно догадаться, какая идея приследовала автора при съёмке этого пейзажа. Необычность этого вида прямо-таки бросается в глаза. Фото 2
А вот это - типичной образчик бездушной предметной съёмки. Тут нет ни ассоциативности, ни какой-то игры света, ни интересного сочетания цветов, могущего стать хотя бы забавой для глаза: тут нет никакой идеи. Слава Богу, хоть композиционно выделен предмет, что намекает зрителю, куда ему следует смотреть. Фото 3
Идеей этого снимка является перспектива. Обращаю ваше внимание на то, что тут показана как свето-тональная перспектива, так и пространственная, выразившаяся тут в искажении вертикалей. Фото4
Ритмика - вот что заставило автора сфотографировать этот пейзаж. А вот считать, что я тут снимал песок и горы - значит совершить ошибку: чисто предметная фотография обычно не вызывает никаких эмоций, за исключением, разве что, слюноотделения. Фото 5
Что заставило автора сфотографировать этот вид? Можно предположить, что это - минимализм формы, но это понятие относится к форме, а не содержанию (в первую очередь мы с вами фотографируем всё-таки содержание). На самом деле меня здесь привлекла гармония цвета и геометрической формы. При съёмке я и подчеркнул эту гармонию композиционно. Фото 6
Этот снимок хорошо показывает, что фотография может обойтись без цвета и конкретной формы, но при этом всё равно будет оставаться фотографией и передавать содержание оставшимися изобразительными средствами. Как нетрудно догадаться, фотограф Игорь Култышкин (кстати, очень интересный фотограф), снимая этот вид, стремился в первую очередь передать игру света. Она и является идеей этой фотографии. Фото 7
И опять - игра света. Без этого главного ингредиента данный вид представлял бы собой простое нагромождение камней.
|
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|