Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории Хулиганствующий Элементъ Добавлено: 22.10.2005 |
Все снимают пейзажи. Фотография, с технической точки зрения, состоит из трёх условно-независимых составляющих: СВЕТА, ЦВЕТА и ФОРМЫ. Отметим сразу, что простого наличия этих трёх составляющих вовсе недостаточно, что бы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа. Однако, без их гармонии Ваша работа не может претендовать на успех. В данной статье автор хотел бы поделиться некоторыми сугубо практическими приёмами при работе с этими понятиями.
1. СВЕТСвет бывает естественный и искусственный. Источником естественного света является Солнце, в то время как искусственный свет дают различные источники освещения: лампы накаливания, лампы искусственного освещения, свечи и так далее. Физическое различие между этими видами света заключается в различной цветовой температуре источника излучения. Так как обычная фотоплёнка сбалансирована для правильной цветопередачи при дневном освещении, она начинает "врать" при любом другом освещении. Все замечали жёлтый тон фотографий, снятых при освещении лампами накаливания или в лучах заходящего солнца. Другой, менее известный пример: серость фотографий зимних пейзажей, выполненных в пасмурную погоду. В первом случае источник освещения даёт около 3200K, во втором - свыше 7000K. Обычные плёнки, расчитанные на 5500К, не могут "справиться" с таким освещением без специальных корректировок. Для такой корректировки автор рекомендует использовать коррекционные светофильтры. Существуют светофильтры для всех типов подобных ситуаций. Не хотелось бы сейчас останавливаться на этой теме подробно, поскольку автором написаны две статьи как раз на тему об использовании светофильтров для преобразования цветовой температуры. Другим практическим приёмом является использование фотовспышки. Да-да, использование фотовспышки при съёмке пейзажей. Дело в том, что классический пейзаж имеет три плана: ближний (передний), средний и дальний. Если средний и дальний планы, как правило, нормально освещены, то передний план часто "проваливается" из-за плохого освещения. Очень часто его вообще не бывает на работах начинающих авторов. В таких случаях автор всегда рекомендует смещать камеру ниже (или, попросту говоря, приседать ) и использовать вспышку. При этом надо следить за предметами, находящимися в непосредственной близости перед камерой, которые могут быть пересветлены вспышкой. Минимальное расстояние до самых ближних предметов должно быть не менее полутора метров. Если это трава, то иногда полезно попросту удалить самые ближние высокие травинки. Так же, полезно самому построить передний план, добавив в него какие-либо предметы, по смыслу композиции. Автор придерживается мнения, что хорошую фотографию должно быть интересно разглядывать, поэтому можно добавить на передний план какие-либо цветочки, сорванные неподалёку, или другие интересные предметы, типа веточек, коряг или засохших растений.
Особенно полезна вспышка при съёмке против солнца; и наиболее ярким примером является съёмка заката. Большинство популярных фотоплёнок просто не в состоянии передать высокий контраст между самой светлой областью снимка и самой его тёмной частью. Если померить оптимальную экспозицию самой светлой части и самой тёмной части, то можно видеть, что разница между ними
Также при съёмках закатов полезно снимать не сами закаты (на западе), а возникающие картины на востоке с различными перламутровыми оттенками, а ещё лучше - перпендикулярно тому и другому - на север или юг.
Ночная съёмка имеет свои особенности. Основной трудностью является наличие на сцене источников освещения с различной цветовой температурой. Кроме того, из-за недостатка освещения величины оптимальных выдержек могут достигать до 30 секунд, И ещё одно замечание, касающееся света. Я уверен, что свет сам по себе нельзя передать, не используя теней. Я даже склонен сказать, что если Вы хотите изобразить свет, то рисуйте (снимайте) тени. Нет теней - нет света. Очень простая зависимость. Тени обычно имеют оттенок вторичного источника освещения: неба или другого фонаря, к примеру. Это явление называется рефлексом. Теперь о погоде и времени суток для съёмки. Для насыщенных цветов нужна хорошая погода, но небо не должно быть безоблачным. Однако крайне не рекомендуется снимать пейзажи в полдень (когда солнце очень высоко над горизонтом) из-за того, что нарушается гармония между формой, цветом и освещением. Пейзаж теряет объём и становится плоским. Цвет теряет интенсивность, контраст зашкаливает.
Также интересно снимать в дождь, как днём так и ночью. Днём автор обычно снимает городские пейзажи, иногда используя при этом поляризационный Также полезным является съёмка нескольких вариантов одной и той же сцены с различными значениями величин экспозиции. К примеру, первый кадр снимаем с нормальной экспозицией, второй - с экспозицией +2 единицы (варьируя величину диафрагмы или выдержку), и третий -2 единицы. Я не рекомендовал бы разницу в одну единицу, так как при печати Ваших снимков на автоматической машине разница заметна не будет. Получив из лаборатории три снимка с разными плотностями, можно выбрать лучший. И далеко не всегда это будет снимок с нормальной экспозицией.
2. ЦВЕТ
Если в предыдущем разделе мы говорили о характеристиках источников освещения, объединив их словом СВЕТ, то в настоящем разделе остановимся на особенностях отражения, то есть цветовых характеристиках. Первый вопрос, который надо рассмотреть - это целесообразность использования цвета. Неплохие пейзажи можно снимать и в чёрно-белом виде, если это оправдано. Конечно, для иллюстрации цвета разнотравных лугов надо использовать цветную плёнку, а вот передать серость и атмосферу освещённых солнцем городских улиц, или просто солнечный денёк удаётся и в монохроме. Вовсе не обязательно
Отмечу также, что очень приятный эффект даёт использование чёрно-белой плёнки с высокой чувствительностью (напр. FUJI NEOPAN 1600) при ночных сьёмках без вспышки и штатива. Эта плёнка очень Поговорим непосредственно о цвете. К сожалению, возможность фотографа свободно оперировать цветом очень ограничена, в отличие от света и композиции. Но кое-какие возможности всё-таки имеются. Во-первых, мы уже упомянули использование чёрно-белых фотоматериалов. Вторую возможность предоставляет использование светофильтров. Цветные градуированные (затемнённые) фильтры, поляризаторы и коррекционные фильтры придадут вашему труду элемент творчества, изменив цветовую картину по вашему желанию. В третьих, задумавшись, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета, мы приходим к выводу, что способность различать цвета изначально нам дана для двух целей: предупредить и привлечь внимание. Отсюда вытекает вывод о том, что роль цвета - показать нам утилитарные свойства того или иного объекта, влияя непосредственно на подсознание. То есть, цвет показывает нам, на что годится этот предмет в данной композиции. Предназначение цвета, как и освещения, композиции, формы - помочь автору в изображении задуманной идеи. Выделить, подчеркнуть, создать цветовую тональную перспективу... Грамотное использование цвета (и сочетания цветов), как символа, может заменить целые понятия. Неграмотное же его использование (или неиспользование его там, где наличие цвета необходимо) приводит к нарушению гармонии Вашего снимка. Цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным - голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные - дальше и отталкивают. Холодные тона обычно служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение небольшого количества тёплого цвета на фоне холодного. Вышеупомянутый вечерний зимний пейзаж с одиноко горящим жёлтым окошком в избушке на опушке леса является хорошей иллюстрацией к сказанному. Обратная комбинация обычно не гармонична и режет глаз. Следует помнить, что тёплые цвета могут иметь холодные оттенки, так же как холодные цвета - тёплые оттенки. Например, недозревший лимон - холодный жёлтый цвет. Для притепления холодных цветов используется "утепляющие" розовые фильтры, а для охлаждения тёплых цветов - "охлаждающие" синие фильтры. Первое полезно при съёмках зимой, второе - в ночное время.
Использование различных "светлот" одного и того же цвета создаёт цветовую тональную перспективу. Всем известны снимки дальних видов с полями, лесами и горами. В завершение этого раздела замечу, что все Ваши труды по работе с цветом могут быть загублены при печати карточек в лаборатории. Продукция из обычного минилаба отличается ненасыщенными цветами. Поэтому автор настоятельно рекомендует печатать снимки в профессиональной лаборатории, хоть и дороже, но зато качественнее. Кроме того, в пролабе Вы можете вручную корректировать не только яркость и контрастность, но и цветовую гамму, применив фильтры при печати. В той лаборатории, где автор печатает свои снимки, имеются фильтры трёх основных цветов (RED, GREEN, BLUE) и трёх вспомогательных (YELLOW, MAGENTA, CYAN).
3. ФОРМАТут прежде всего хочется остановиться на принципах композиции. Как известно, тут не может быть "законов" композиции, которых следовало бы непреложно придерживаться. Есть только базовые основы, о которых надо помнить. Знание законов композиции позволяет их грамотно и осознанно нарушать.
Композиция бывает "открытая", "закрытая", "cтатичная" и "динамическая". В "открытой" композиции преобладают центробежно направленные оси, в "закрытой" - центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке, в "статичной" - наличествуют пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси и, наконец, в "динамической" превалируют композиционные оси, пересекающиеся под острыми углами, образуя диагонали, Фотохудожникам следует помнить, что разные типы композиции используются в различных стилях изображения пейзажей. В настоящее время часто используется открытая композиция, хотя ещё 30 лет назад превалировал закрытый тип. Динамичная композиция, встречающаяся всё последнее столетие, актуальна и по сей день. Таким образом, используя эту информацию, фотограф может влиять на восприятие зрителя. К сказанному можно добавить, что осями композиции служат деревья, тени, люди, дороги, берега, линия горизонта, полоски леса, улицы, дома, мосты и даже некоторые виды облаков. Автор настоятельно рекомендует (по-возможности) не снимать сюжеты с наличием линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Это так же относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её деревом с края или ещё чем нибудь. Такие линии просто "разрезают" кадр. Также важно правильно "обрезать" кадр, при съёмке объективом со средним фокусным расстоянием. Тут рекомендация проста: лучше обрезать сверху, а не снизу, оставив зрителю ощущение присутствия и доступности.
При наличии осей композиции, очень важно, что бы они не пересекались ровно в середине кадра. Такие работы, как правило, скучны. Хорошей практикой является расположение осей на треть от границ снимка, как в вертикальном,
![]() Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий "упаднический" настрой, ощущение завершённости. Альпинист, карабкающийся по восходящей диагонали будет восприниматься как стремящийся к цели, в то время как движущийся вверх по нисходящей диагонали будет вызывать тревожное ощущение того, что сейчас свалится вниз. Таким приёмам учат на курсах операторского искусства, обратите внимание на передачи телевидения, там найдёте подтверждение.
Далее стоит остановиться на непосредственно визуальной форме, то есть на самих предметах. Замечено, что некоторые предметы вызывают устойчивые ассоциации. К таким предметам относятся мосты, велосипеды и их
При съёмке пейзажей очень подходят широкоугольные объективы. Например, объектив SIGMA 18мм. имеет угол зрения 100 градусов Интересным творческим экспериментом является съёмка с наложением двух изображений на один кадр. Некоторые фотоаппараты позволяют делать это в ручном режиме, есть так же камеры, где эта опция реализована автоматически при задействовании специального режима. Тут важно не перемудрить с изображениями, что бы не создать излишнего хаоса и мешанины. Для начала можно попробовать снять какой-либо городской пейзаж и наложить на него какую-либо фактуру (к примеру, шершавую стену здания). Первая часть экспозиции будет нести смысловую нагрузку, а вторая - эмоциональную. Воистину, тут есть бескрайнее поле для эксперимента!
Теперь поговорим о порядке и хаосе. Порядок (ритм) часто является объектом изображения на фотографии. Колонны, шпалы, столбы, шагающие вдаль… Однако такие работы, как правило, крайне скучны (но бывают приятные исключения!). Работы, с хаотичным содержанием, как например изображение рисунка опавших листьев или ковёр садовых цветов вызывают в зрителе другое чувство - чувство расстерянности. Поэтому один лишь только порядок или один
Также автор хотел бы посоветовать Вам ЗАДУМЫВАТЬ Ваш кадр перед съёмкой, смотреть, что именно Вы хотите снять, всё ли играет на смысл или эстетику данной идеи, и только тогда снимать. То есть провести как минимум минут пять (а то и больше) перед сценой съёмки, в анализе картины и самое главное, ваших чувств (раз у Вас возникло желание достать камеру, значит Вас что-то затронуло). Придумайте также название Вашей карточки перед тем, как снимать, а не после. В заключение хочу напомнить, что фотография - это материальное выражение философии, наших чувств, стремлений, мыслей и желаний, и поэтому самоанализ и размышление несомненно приведут Вас к созданию работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые Вы хотели передать.
|
|
![]() |
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|