РЕИНКАРНАЦИЯ Ч/Б
 Хулиганствующий Элементъ
 Добавлено: 22.10.2005

РЕИНКАРНАЦИЯ Ч/Б

Чёрно-белая фотография никогда не нуждалась в рекламе. Долгое время она вообще была единственно-доступным изобразительным средством фотоискусства, затем цвет, пришедший было ей на смену и завоевав сердца широких масс пользователей фотоаппаратов, оставил чёрно-белое видение мира искушённым ценителям фотоискусства. Во все времена смерть чёрно-белой фотографии предрекалась со дня на день, но ничего этого не произошло: несмотря ни на что, именно эта разновидность фотографии превратилась в одно из самых устойчивых направлений современного изобразительного искусства. Более того, благодаря активной экспансии цифровых технологий, похоже на то, что сегодня это направление переживает своё второе рождение.




1. ТЕОРИЯ

Вокруг чёрно-белой фотографии сегодня можно наблюдать огромное количество интеллектуальных споров и полярных мнений. Накал страстей таков, как будто ч/б фотография появилась на свет только вчера! Одни считают, что ч/б незаслуженно лишает цвет права на существование, их оппоненты ставят под сомнение саму целесообразность наличия цвета в фотографии. Но, друзья, давайте попробуем спокойно разбраться в этих ненужных спорах.

Говоря о чёрно-белой изобразительной технике, ни в коем случае нельзя подразумевать фотографию без цвета. Обесцвеченная цветная фотография - это не чёрно-белая, а просто серая фотография. Независимо от того, на что вы снимаете свою чёрно-белую фотографию: на цветную или чёрно-белую плёнку, либо на матрицу, вам всё равно необходимо применять чёрно-белое видение, подразумевающее акцент на сюжете, форме, ритмике и световых пятнах. Только в этом случае вы получите настоящее ч/б, а не серое недоразумение. Основываясь на своём опыте, я даже склонен считать, что никакую из удачных чёрно-белых фотографий невозможно адекватно воспроизвести в цвете, так же, как и удачно решённую в цвете, невозможно себе представить в чёрно-белом виде. Так о чём эти споры?

Давайте запомним, что цвет в фотографии - это сложная задача, всегда требующая решения. Проведите эксперимент и вспомните, а давно ли вы видели фотографию, удачно решённую именно посредством цвета? Оказывается, что человечество почти не научилось пользоваться возможностью различать цвета, данную нам Природой. Да, обезьяна могла отличить жёлтый банан от неспелого зелёного, но, похоже, на этом цветовая эволюция человеческого мозга и закончилась. Недопонимая возможностей чёрно-белого изображения, человек ещё больше не чувствует возможностей цвета. Фирма "Kodak", преждевременно подарив широким массам техническую способность правильно передавать цвета, при этом забыла их научить, зачем и как это делать. До сих пор цвет не обрёл себя в полной мере, как изобразительное средство фотографии.

Кроме отдельных сюжетов, гармонично решаемых только в чёрно-белом ключе, в фотоискусстве существуют даже целые жанры, в которых лидирует монохром. Прежде всего, это относится к ню, портрету, и всему тому, что связано с телом. Воплощённые в ч/б, такие фотографии позволяют сделать акцент именно на гармонии форм и световом решении. Цвет в большинстве случаев лишь добавляет натурализма, отдаляя изображение тела от ассоциативности фотоискусства.

Современную жанровую и репортажную фотографию тоже трудно представить себе в цвете. И причина даже не в том, что такие снимки в большинстве своём рождены быть чёрно-белыми, из-за специфики газетной полиграфии, нет. Нерешённый в таких фотографиях цвет, являясь куда более визуально-активным средством, зачастую приводит к информационной избыточности снимка. Пестрота хаотичных цветовых пятен отвлекает взгляд от действа, размывает акцент на идее снимка, и, более того, психологическое влияние цвета зачастую противоречит самому сюжету. В результате, ваш зритель видит совсем не то, что вы хотели ему показать. И слава Богу, есть всё-таки изумительно тонко чувствующие цвет жанровые фотографы, такие как Сергей Максимишин, Юрий Козырев и некоторые другие.

Возвращаясь на уровень физиологии, стоит вспомнить, что цвет и свет воспринимается человеческим глазом различными путями. Если для восприятия света глаз наделён палочками, которые, по-видимому, являются одними из древнейших простейших светоприёмников, то цветовосприятие осуществляется куда как менее чувствительными колбочками трёх разных типов: для красной, зелёной и синей составляющих спектра. Сигналы, поступающие с них, суммируются в мозгу, и образуют полную цветовую картину в нашем сознании. Как видите, чтобы проделать такие интерполяции, нужен куда более развитый мозг, чем у простейших организмов! Соответственно, выходит что чёрно-белое видение - гораздо более древнее, чем цветное, и поэтому оно требует меньших затрат на расшифровку визуальной информации. Это одна из причин, почему ч/б воспринимается глазом легче. Способность воспринимать чёрно-белые изображения естественна для человека, поскольку была заложена в нас в процессе эволюции. Поэтому, ч/б никак нельзя рассматривать как <ущербное> изображение, из которого просто убрали цвет: мы к нему подготовлены изначально.

Однако, в силу цветовой информационной недосказанности, чёрно-белая фотография более интеллектуальна, по сравнению с цветной, которая понятна любому ребёнку. Цветное фото не требует усилий мозга по воссозданию сцены, действуя больше на простейшую сигнальную систему: жёлтое - тепло, синее - холодно. Не поэтому ли многие фотографы так любят повторять пословицу "Дурак красному рад"?




2. ТЕНДЕНЦИИ

Вы наверное уже успели удивиться, почему это мы вдруг решили обсуждать достоинства чёрно-белой фотографии в эпоху засилья цвета? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним новейшую историю отечественной фотографии.

Вплоть до начала девяностых годов прошлого столетия в любых "Культтоварах" неподалёку от дома можно было без проблем приобрести как саму чёрно-белую плёнку, так и химикаты для её обработки. Выбор тогда был как из 4-х чувствительностей (ГОСТ32, 64, 125, 250), так и из двух производителей, переславской "Свемы" и казанской "Тасмы". В специализированных же фотомагазинах можно было купить чёрно-белую плёнку любого формата, даже листовую и фотопластинки всех размеров. Тут же продавались бачки для фотоплёнки, увеличители (ленинградские "УПА" считались лучшими) и всё остальное оборудование, необходимое для свободного фототворчества. Неудивительно, что чёрно-белая фотография была не только доступна каждому, но и, что очень важно в контексте нашего разговора, процесс был максимально приближен к фотографу. Сам снял, проявил, напечатал: всё сам.

Была и цветная пленка, как отечественного производства с блеклыми цветами, так и немецкая с чешской. В отличие от пары растворов для чёрно-белой обработки, эти требовали уже целых пять, а стоимость проявления в домашних условиях была даже дороже, чем в фотолаборатории. А про печать цветных фотографий рядовому фотолюбителю следовало вообще забыть, из-за сложности процесса, проистекающего в кромешной темноте. Поэтому цвет обычно печатался в фотолабораториях. С появлением в России доступной цветной плёнки и фотолабораторий "Кодак" в самом начале девяностых, процесс отторжения фотографа от продукта своего труда ускорился. Вскоре из "Культтоваров" исчезли увеличители, затем чёрно-белые плёнки с бачками для их обработки, наконец, исчезли и сами "Культтовары". Нить, неразрывно связывающая фотолюбителя с живой чёрно-белой фотографией, прервалась.

Чёрно-белая плёнка, покинув прилавки обычных магазинов, сохранилась только в немногочисленных маленьких подвальчиках для профессионалов. Казалось бы, в таких условиях на популярности чёрно-белой фотографии можно ставить крест. Но не тут-то было! Обратимся к цифрам. Для этого я взял статистику фотографий, помещённых фотолюбителями на одном из фотосайтов Рунета, и подсчитал, сколько среди них чёрно-белых. Оказалось, ни много, ни мало, а целых 25%, то есть четверть от общего количества! Спрашивается, откуда их столько взялось, если чёрно-белую плёнку давно уж можно заносить в "Красную книгу"фотографии?

Ответ очевиден и парадоксален - магия ч/б была возвращена фотолюбителям не производителями фотоплёнки, а благодаря развитию компьютерных цифровых технологий. Абсолютное большинство черно-белых изображений сегодня снимаются на изначально цветную плёнку или в цвете на матрицу, а затем переводятся на компьютере в режим оттенков серого, образуя новый вид монохромного изображения - цифровое ч/б. И, что очень важно в контексте нашей темы, делает всё это не оператор фотолаборатории, а сам же фотограф, сидя дома за компьютером, и творя по своему вкусу. Таким образом, можно констатировать тот факт, что цифровая технология, возвратив фотографу его "тёмную комнату", отобранную было сложностью обработки цветной фотоплёнки, вернула ему живой и непрерывный процесс творчества, воссоединив с плодами своего труда.




3. ТЕХНОЛОГИИ

Несмотря на очевидный прогресс цифровых технологий, традиционную чёрно-белую плёнку пока ещё никто не отменял. Поскольку сегодня ею пользуются в основном профессионалы, чаще всего её можно найти в специализированных фотомагазинах. Зато, тут имеется хороший выбор такой плёнки, на любой вкус.

Вместо того, чтобы классифицировать плёнку по фирмам-производителям, давайте лучше поговорим об её функциональности. Основной объём из производимой чёрно-белой фотоплёнки, составляет плёнка общего применения (Фото 1), обрабатываемая по одному из обычных чёрно-белых процессов, например, популярному процессу Kodak D-76. Между собой конкретные плёнки внутри этой группы различаются зернистостью, контрастом, способностью к пушированию и возможностью больших увеличений. В Таблице 1 приводятся характеристики наиболее интересных из них.

Таблица 1
Фотоплёнка Особенности
AGFA Agfapan APX 100 Эта плёнка, обладая превосходной мягкостью переходов тональностей, отлично подходит для низкоконтрастных сцен.
AGFA Agfapan APX 400 Варьируя степенью разведения проявителя "Родинал", получают широкий диапазон контрастов.
FORTE Fortepan 400 Особенно хороша эта плёнка для съёмок при лампах накаливания, как восприимчивая к красной части спектра.
FUJI Neopan 100 Acros Самая мелкозернистая среди плёнок с ISO100. Точное постоянство характеристик в широком диапазоне выдержек от 120с и короче.
ILFORD Delta Pro 400 Плёнка обладает мелким зерном, отличной резкостью и широкой экспоширотой, что делает её самой популярной из плёнок общего применения, выпускаемой этой фирмой.
ILFORD FP4 Plus 125 Очень экспоширокая плёнка. Она может быть переэкспонирована на 6, и недоэкспонирована на 2 ступени, и всё равно будет способна воспроизвести изображение приемлемой плотности.
KODAK T-Max 100 Будучи обработанной по обратимому процессу, способна дать полнотональные слайды.
KODAK T-Max 400 Обладая широкой экспоширотой, мелким зерном и превосходной резкостью, эта плёнка является одной из лучших ч/б плёнок фирмы Kodak общего назначения.
KODAK Tri-X 400 Плёнка обладает замечательной тональностью и рисунком зерна.

Кроме обычных чёрно-белых материалов, обрабатываемых по традиционным чёрно-белым процессам, вы можете встретить фотоплёнки, обрабатываемые по цветному процессу С-41 (Фото 2). Этот процесс сегодня является куда более доступным, по сравнению с чёрно-белым: минилаб на каждом углу предлагает вам эту услугу. Этот процесс обходится втрое дешевле, и производится в автоматическом режиме, в отличие от чёрно-белого, выполняемого, как правило, оператором пролаба вручную, что зачастую приводит к царапинам и пыли на негативе. Однако, по субъективным ощущениям, такие псевдо- чёрно-белые плёнки обладают характеристиками контрастности и фотошироты, более напоминающими цветные фотоматериалы. В Таблице 2 можно видеть особенности некоторых из этих плёнок.

Таблица 2
Фотоплёнка Особенности
ILFORD XP2 Super 400 Очень широкая экспоширота, оптимизирована для печати на обычной ч/б бумаге.
KODAK T400 CN Разработана для печати на обычной ч/б бумаге.
KODAK Black & White +400 Оптимизирована для печати на цветной фотобумаге в минилабе.
KODAK Portra 400BW Разработана для печати на профессиональной фотобумаге (Portra, Ultra, Supra III)

Кроме этого, существуют чёрно-белые плёнки специального назначения. К ним, прежде всего, относятся инфракрасные, низкочувствительные, и сверхвысокочувствительные плёнки. Инфракрасные, с их удивительной способностью передавать невидимое глазу излучение, сплошь и рядом используются в творческой фотографии, низкочувствительные, имея минимальное зерно, как нельзя лучше подходят для сверхбольших увеличений и архивирования, а высокочувствительные специального назначения могут "разгоняться" пуш-процессом на три ступени, вплоть до ISO25.000, что позволяет снимать чуть ли не в кромешной темноте. Степень разноообразия таких плёнок можно оценить, заглянув в Таблицу 3.

Таблица 3
Фотоплёнка Особенности
KODAK Technical Pan 25 Исключительно мелкозернистая плёнка с низкой чувствительностью. Для лучших результатов требует специального проявителя Technidol.
ILFORD Pan F Plus 50 Фирма гарантирует, что при правильном экспонировании и обработке плёнка подходит для увеличений размером вплоть до фотообоев.
ILFORD HP5 Plus 400 В зависимости от проявителя, характеристики этой плёнки может быть оптимизирована по зерну или по чувствительности.
ILFORD SFX200 Псевдоинфракрасная плёнка, особо чувствительная к красной части спектра. Лучшие результаты даёт при использовании обычного красного фильтра 25 (Red 2).
KODAK High Speed Infrared (HIE) Инфракрасная плёнка. Чувствительность зависит от освещения: при дневном - ISO50, при лампах накаливания - ISO125 (всё это - с красным фильтром 25 (Red 2)). Коробочку вскрывать и обрабатывать в полной темноте. Не подходит для фотоаппаратов с инфракрасным счётчиком кадров.
FUJI Neopan 400 Крайне устойчива к статическому электричеству, поэтому хорошо подходит к съёмкам в сухом климате.
ILFORD Delta Pro 3200 Чувствительность "разгоняется" пушированием вплоть до ISO25000
Kodak T-Max 3200 Чувствительность "разгоняется" пушированием вплоть до ISO25000
AGFA Scala 200x Плёнка для чёрно-белых слайдов.

Но, как мы отметили, львиная доля создающихся сегодня чёрно-белых фотографий имеет всё-таки цветную "родословную". Так например, фотолюбители, часто не желая возиться с чёрно-белым процессом, и имея при себе всего лишь один фотоаппарат, снимают различные сцены на цветную плёнку, оцифровывают её в пролабе и, потом на компьютере часть кадров переводят в режим оттенков серого, то есть в ч/б (Фото 3). Для таких фотолюбителей скажу, что по моему опыту, лучше всего для этой цели подходят контрастные цветные плёнки с ненасыщенными цветами, такие, как например: обратимые Fujichrome Astia 100F и Kodak Ektachrome E100G, и негативные Agfa Optima Prestige, Fujicolor Superia, Kodak Gold, Konica Centuria Super (все перечисленные - от ISO100 до 400), Kodak Portra 160NC и Fujicolor Press 400:1600. В целом, про этот метод можно сказать, что результат такого принудительного обесцвечивания цветной фотоплёнки отличается от настоящего ч/б немного пониженным контрастом и несколько иной градацией серых тонов, особенно в части, соответствующей красной части спектра. Так что, если вы желаете, чтобы получившийся чёрно-белый снимок выглядел более-менее похожим на традиционное ч/б, то посоветую, для перевода цветного изображения в ч/б в Adobe Photoshop, пользоваться инструментом Channel Mixer (Image > Adjustments > Channel Mixer), позволяющим смешивать цветовые каналы в любых пропорциях. Более простой инструмент, Image > Mode > Grayscale, смешивает цветовые каналы по алгоритму, заложенному японским конструктором, который может и не совпадать с желанием российского фотографа.

Но не плёнками едиными живо сегодня ч/б. Владельцы цифровых фотоаппаратов также не чувствуют себя обделёнными этим изобразительном средством, получая чёрно-белые фотографии, ничуть не хуже плёночных, а иногда даже и лучше (Фото 4). Это и не удивительно - кроме того, что матрица обладает характеристиками, близкими к чёрно-белой плёнке, например, она тоже "реагирует" на красный фильтр, но даже более того, в отличие от обычных плёнок, она даже способна воспринимать инфракрасное излучение! (Фото 6)Поэтому ничто не мешает цифровому фотографу успешно заниматься полноценной чёрно-белой фотографией.

Цифровым фотолюбителям порекомендую не пользоваться имеющимся в камере чёрно-белым и монохромными режимами, в случае, если вы планируете потом обрабатывать ваш снимок на компьютере. Там это можно будет сделать гораздо лучше. Кроме этого, существуют даже специальные программы перевода цветных изображений в ч/б (например "Convert To B/W Pro"), с имитацией характерных особенностей различных черно-белых фотопленок. Это, конечно, полезные программы, но давайте всё-таки скажем, положа руку на сердце: имитация всегда остаётся не более, чем имитацией. Так что давайте не будем стесняться цифрового происхождения наших чёрно-белых фотографий: ведь именно "цифре", вовремя вышедшей на ринг, и расталкивающей всех локтями, ч/б обязано своим сегодняшним возвращением к фотолюбителю.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТАТЬЕ:


Фото 1. Эта фотография снята на чёрно-белую плёнку ILFORD FP 4+ 125, которая была впоследствии отсканирована на профессиональном сканере Noritsu.


Фото 2. Пример фотографии, снятой на чёрно-белую плёнку Konica VX400 Monochrome, обрабатываемую по цветному процессу С-41 и отсканированную на сканере Noritsu.


Фото 3. Эта фотография получена переводом цветного изображения, снятого на негативную плёнку Kodak Gold 100 в режим оттенков серого на компъютере.


Фото 4. Эта фотография получена переводом цветного изображения, снятого на цифровую фотокамеру Leica Digilux 1 в режим оттенков серого на компъютере.


Фото 5. Эта фотография получена переводом цветного изображения, снятого на обратимую плёнку с насыщенной цветопередачей Fuji Velvia в режим оттенков серого на компъютере.


Фото 6. Эта фотография получена переводом изображения, снятого на цифровую фотокамеру Nikon D70 с использованием инфракрасного фильтра Tiffen 87 в режим оттенков серого на компъютере.




Хулиганствующий Элементъ  http://photo-element.ru/articles.html

Обсуждение статьи на форуме

 
 
***
Обсуждение