Советы макрофотоохотникам Владимир Блинов Добавлено: 20.10.2005 |
Первая часть задуманного цикла статей об одном из увлекательнейших, на мой взгляд, занятий – макрофотоохоте. Подобраться вплотную к осторожной бабочке, быстрой мухе, стремительной стрекозе, умудриться выбрать интересный ракурс, подобрать свет, прицелиться, сделать несколько дублей – и все это за те считанные мгновения, что насекомое согласно терпеть вас около себя. Все это очень непросто – зато и результат радует, если удается его достичь. Посмотреть работы автора, обсудить и покритиковать их можно на http://vblinov.photosight.ru. Предложения, замечания, пожелания, дополнения и рекомендации с удовольствием приму – vb@tut.by
Оговорюсь сразу – здесь я не претендую на полноту и детальность раскрытия темы. Более подробное и детальное рассмотрение наиболее важных моментов в дальнейших статьях. Здесь лишь несколько советов, которые – быть может – помогут вам в съемке. |
1. Подготовка к макрофотоохоте Как и всякое дело, макрофотоохота требует тщательной подготовки – если есть желание получить действительно стоящий результат. Если вы уже попробовали свои силы в ней, и это вас привлекает – начинайте подготовку к сезону фотоохоты заранее. Что нужно готовить заранее? – В первую очередь, конечно, аппаратуру. Продумать, что именно вам не хватает для полного счастья, что из приспособлений нужно докупить или сделать, поэкспериментируйте со светом. Хорошая, качественная подсветка в макросъемке очень важна, не менее чем макрообъектив или удлинительные кольца с насадочными линзами. Вот только забывают об этом часто, уделяя все внимание поиску или изготовлению макроприставок. Далее – не ленитесь знакомиться с объектами охоты. Честное слово, знания совсем не обременят вас, ведь это так интересно – знать, кого ты снимаешь. Конечно, посмотреть, кто снят на фотографии, можно и позднее, но иногда знание особенностей поведения насекомого поможет подобраться к нему, облегчит получение качественного кадра. |
2. Собираясь на охоту Ох, нелегкая это забота... Если уж вы хотите получить действительно интересные кадры, приготовьтесь к любым неожиданностям. Может случиться, что в погоне за интересным кадром придется влезть в лужу, пролежать полчаса на пыльной дороге или в мокрой траве – после дождя или при обильной росе зачастую получаются самые интересные кадры. Поэтому одежда должна быть прочной и свободной, ее должно быть не жалко намочить или испачкать. Нет ничего лучше х/б, она поможет вам справиться и со многими другими напастями – плотные брюки позволят не бояться крапивы и колючек, намного уменьшится вероятность, что укус комара в самое неподходящее время и в самое неожиданное место испортит вам кадр. Лучше потерпеть плотные брюки в жаркую погоду, чем надеть шорты – на своем опыте знаю, что встреча с кустами ежевики или зарослями крапивы в этом случае оставляют неизгладимое впечатление… Из обуви – удобнее всего кеды. Мягкая резиновая подошва даст больше шансов подобраться к осторожному насекомому. Некоторые из них, например кузнечики, не так уж хорошо видят, зато имеют великолепный слух и еще лучше – ощущают сотрясения почвы. Про фотоаппаратуру я уже не говорю – полагаю, что вы уже все подготовили, собираясь к съемкам. Впрочем, выбор и подготовка аппаратуры – слишком важный вопрос, лучше мы об этом поговорим отдельно. |
3. Где снимать? Это можно делать практически везде. Но – чтобы снять действительно интересные кадры, из города лучше все же выехать. Куда именно – выбирайте, исходя из своего знания окрестностей, советов друзей и знакомясь с картами. Не старайтесь забраться далеко в чащу леса. Наибольшее богатство и разнообразие видов на границах биотопов. Пройдитесь по краю поля, по опушке леса, по берегу реки или озера. Жизнь кишит везде, ваша задача – заметить интересный кадр и успеть его сфотографировать. Постепенно у вас появятся излюбленные места для съемки, угодья с обильной дичью, куда вы будете возвращаться вновь и вновь. У меня таких мест два – большой луг с очень разнообразной растительностью, один край которого понижается к небольшой речке, становится сырым и отличается густыми зарослями зонтичных и крапивы; другой край луга совершенно сухой, с низкой редкой растительностью. Окаймляют луг деревья и кусты, что в совокупности дает большое разнообразие условий, богатство и разнообразие насекомых. Второе мое любимое место – закустареная опушка леса вдоль поля и луга. Но все же не оставайтесь постоянно в одном месте, ищите новые места съемок. Сплошь и рядом бывает – на небольшой лужайке почти в течение всего лета встречаю очень симпатичных жуков – восковиков перевязанных, а уже в 200-300 метрах в стороне я их ни разу не видел. Так что постоянно будьте в движении, в поиске новых съемочных площадок. Возможны, кстати, два вида съемок – целенаправленная охота на определенный объект и свободный поиск. Первое – специфический вид охоты, прерогатива специалистов и фотографов на задании. Требует тщательной подготовки, максимально возможного изучения особенностей поведения объекта. Здесь мы говорим о более простом варианте съемки, ведь наша цель – красивый и интересный снимок, не важно какого беспозвоночного. |
4. Кого снимать? Итак, добравшись до выбранного места, неторопливо начинаем двигаться, тщательно осматривая все, что попадается по пути. Насекомые – непревзойденные мастера маскировки, сколько раз приходилось высматривать кузнечика, к которому уже удалось подобраться, не спугнув. Вроде и стрекочет перед самым носом – а все равно не видно. Так что скорость передвижения во время съемки сравнима с черепашьей. Сколько раз убеждался, что проведешь в движении несколько часов, потом отвлечешься, оглянешься назад – оказывается, переместился за это время всего на несколько сотен метров. Заметив интересное насекомое (или паука, или многоножку и т.п.) – постарайтесь приблизиться к нему как можно более аккуратно. Есть несколько правил, выполнение которых позволит вам сделать это более-менее успешно:
|
5. Когда снимать? Так, о чем это я? О времени года или времени суток? Пожалуй, поговорим об обоих параметрах.
Итак, время года. Весна, лето, осень – когда активны насекомые. Но нужно учитывать, что за это время насекомое проходит цикл развития (есть насекомые и с многолетним циклом, но сейчас не будем вспоминать об этом). В течение сезона можно встретить личинку, куколку и взрослое насекомое. Поэтому, приехав на то же самое место месяцем позднее – вы можете уже не застать тех насекомых, съемку которых вы хотели бы продолжить... Зато можно встретить новые, не менее интересные виды.
Время суток. Тут возникает дилемма. Можно снимать рано утром – когда насекомые малоактивны, и к ним легко подобраться. Но тогда это приходится делать при слабом утреннем освещении. Или ждать часов до 10 утра – тогда и солнце поднимется выше, и с кровати подняться проще... Но тогда и насекомые будут активнее, подобраться к ним намного сложнее.
Снимать вечером – занятие довольно неблагодарное, насекомые еще активны, а освещение уже слабое. |
6. Чем снимать? Еще лет 5-6 назад такой вопрос не стоял – однообъективный зеркальный фотоаппарат был единственно пригодным для макросъемки, редкие попытки приспособить для этих целей дальномерный фотоаппарат выглядели как костыли у больного – ходить вроде можно, но трудно и неудобно, и окружающие отводят глаза...
Сейчас, в эпоху быстрого развития цифровых технологий, выбор уже не столь очевиден. Можно насчитать как минимум 3 пригодных для съемки варианта. Попробую упомянуть о плюсах и минусах каждого.
Однообъективный зеркальный пленочный фотоаппарат
Однако тот же полноформатный кадр означает, что при съемке в масштабе 1:1 площадь съемки будет в 2 раза больше, чем у цифрозеркалки с половинным форматом кадра. Кроме того, каждый кадр пленки стоит денег, и денег немалых. Если учесть, что сложности фокусировки и поиска кадра в макросъемке требуют делать дубли, и чем больше, тем лучше, съемка на пленочную камеру становится дорогим удовольствием.
Однообъективный зеркальный цифровой фотоаппарат (цифрозеркалка) Большим преимуществом цифрозеркалки нужно считать бесплатность каждого снимка – приходится платить лишь за флешь-карту, стоимость которой с каждым днем все ниже. Это отчасти скрадывает недостаток недорогих цифрозеркалок – темный маленький фокусировочный экран, навести на резкость по которому становится непростой задачей даже при хорошем освещении. Вот и приходится вспоминать про бесплатность кадров, и компенсировать количеством качество... Снимайте по 5, 10 дублей, если кадр того заслуживает и его жалко потерять – снимите хоть сотню. Не страшно, если все кадры будут хорошими, выберете из них лучший. Гораздо хуже, если из-за экономии вы упустите редкий интересный момент, красивый кадр, ведь он может больше уже не встретиться.
Общее преимущество обоих типов зеркалок – возможность наблюдать кадр "как есть" на фокусировочном экране, возможность оценить глубину резкости при помощи репетитора диафрагмы. Зеркальный фотоаппарат наиболее удобен для использования любых дополнительных приспособлений, которых для макросъемки придумано огромное количество – специализированные объективы, удлинительные кольца и меха, насадочные линзы, телеконвертеры, макровспышки, оборачивающие кольца... Остается лишь сформировать из этого систему по своему вкусу и кошельку.
Постепенно, по мере улучшения качества матриц и системы автофокуса, компакты стало возможным использовать в макросъемке. |
7. Почему фотографии часто получаются нерезкими? Получение резкой фотографии при макросъемке – это задача-минимум. Причем задача не столь уж простая, и мешают этому сразу несколько проблем.
Первая проблема – это ошибки при наводке на резкость. При съемке с большим увеличением глубина резкости составляет считанные миллиметры, а зачастую и доли миллиметров. Малейшая ошибка при фокусировке, и кадр получится нерезким. А ведь автофокус цифрокомпактов не всегда уверенно работает в макродиапазоне, да и наводится на резкость он по ближайшему объекту.
Что касается цифрозеркалки – я никогда не использую режим автофокусировки при макросъемке. Очень сложно также пытаться навестись на резкость вращением фокусировочного кольца. Какую устойчивую позу вам ни удастся занять – фотоаппарат все равно будет совершать колебательные движения, двигаясь с амплитудой несколько миллиметров. Для макросъемки это недопустимо много.
Но резкость снимка не определяется только лишь точной фокусировкой. Снимок не должен быть смазанным. А это может обеспечить лишь достаточно короткая выдержка. Стандартная формула расчета гласит – выдержка должна быть примерно равна фокусному расстоянию объектива. То есть, для объектива с фокусным расстоянием 50 мм выдержка должно составлять не более 1/60 секунды для получения резкого изображения. Итак, нам удалось правильно сфокусироваться, благодаря короткой выдержке получили несмазанное изображение. Задача-минимум выполнена, технически грамотный кадр получен. Что еще можно использовать для облегчения съемки или для получения изображения в большем масштабе? |
Что касается зеркального фотоаппарата – как цифрового, так и пленочного – то тут выбор насадок и приспособлений больше. Кроме тех же насадочных линз в различных модификациях, о которых шел разговор применительно к цифрокомпактам, здесь появляется возможность использования удлинительных колец и меха, телеконвертера, а также ставить объектив в перевернутое положение. Попробуем вкратце обозначить плюсы и минусы различных приспособлений. Насадочные линзы – ухудшают разрешающую способность объектива, фотоаппарат нужно подносить ближе к снимаемому объекту. Но при этом практически не меняется светосила объектива (случай сложных многолинзовых насадок типа дополнительного объектива – отдельный разговор, в этом случае светосила может меняться в зависимости от использованного объектива). Удлинительные кольца и мех – наиболее популярные макроприспособления для зеркальных камер, что неудивительно – ведь при их использовании в минимальной степени ухудшается разрешающая способность объектива. Жертвовать за это приходится уменьшением светосилы получившейся оптической системы, необходимо также ближе подносить фотоаппарат к объекту съемки. Телеконвертер – несмотря на то, что это не основное его назначение, в макросъемке тоже может использоваться. Из плюсов можно отметить увеличение фокусного расстояния объектива – то есть, при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы – ухудшение разрешения объектива и уменьшение его светосилы. Использование объектива в перевернутом положении – возможность существенно улучшить качество макрофотографий, особенно если у вас нет специализированного макрообъектива. При съемке в масштабе 1:1 и более крупно, оптические свойства объектива существенно улучшаются, если перевернуть его задней линзой вперед. Впрочем, к макрообъективам это тоже относится, при съемке в масштабе больше чем 1:1 их желательно перевернуть. Для использования объектива в перевернутом положении выпускаются специальные оборачивающие кольца, для получения нужного масштаба используются удлинительные кольца или мех. Условно считается, что макросъемка с объективом в нормальном положении рекомендуется до масштаба 1:1, объективом в перевернутом положении – от 1:1 до 10:1. Более крупный масштаб полагается уже не макро-, а микросъемкой, там фотографировать рекомендуется через микроскоп. Это что касается изменений в оптической схеме фотоаппарата для получения более крупного изображения. Сейчас о других приспособлениях.
Самое главное в фотографии – свет, это в полной мере относится и к макрофотографии. Две самые распространенные и самые очевидные ошибки – съемка при ярком солнечном свете и съемка с прямой вспышкой. Поэтому подсветка нужна, но нужно продумать конструкцию отражателей и/или рассеивателей, которые смягчали бы прямой свет вспышки. Хорошо подобранная подсветка не обращает на себя внимания, незначительно отличается от естественного света, не образует или почти не образует бликов. Но при этом она позволяет значительно повысить качество снимка. |
Что касается объекта съемки – ищите интересный ракурс. Понятно, что к насекомому и так-то подойти сложно, просто приблизиться на расстояние снимка, навестись на резкость и успеть спустить затвор – уже можно считать удачей.
Когда я нахожу интересный объект, который обязательно хочется снять, начинаю медленно и осторожно приближаться к нему. Подойдя на дистанцию, при которой получается хоть какой-то кадр, делаю пару снимков и продолжаю двигаться. По мере приближения делаю еще пару кадров. Подойдя вплотную – вновь фотографирую и начинаю устраиваться около объекта. Когда удалось благополучно сесть или лечь – начинаю искать ракурс съемки, положение объекта в кадре, настраивать свет. Второй способ получить интересный кадр – найти интересный сюжет. Это сложнее – сюжеты из жизни беспозвоночных длятся считаные секунды, а то и доли секунды. Нужно большое везение и огромная настойчивость – чтобы увидеть интересный сюжет, и немалый опыт – чтобы успеть зафиксировать это быстротечное мгновение с нормальным качеством. Но результат того стоит, сюжетные снимки всегда привлекают внимание. |
Подбор нужной фотобумаги и проявителя, голодное проявление и мокрая печать, использование масок и частичной засветки, ручная раскраска анилиновыми красителями, разнообразные варианты тонирования, в том числе и черно-белое тонирование черно-белых снимков – как ни странно звучит, но это иногда позволяет существенно улучшить тональность снимка. Все это применяется с целью повысить качество снимка, его эмоциональное воздействие на зрителя.
Фотошоп – та же самая фотолаборатория, только нет необходимости тратить многие дни на эксперименты с вонючими растворами, ночами напролет печатать снимки, подбирая тот единственный и неповторимый вариант, который станет вашим шедевром. |
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|