Витас Луцкус — культовый фотограф из Литвы, работы которого при жизни экспонировались довольно редко. К фотографии Луцкус пристрастился, когда ему не было и 20 лет. Он много путешествовал, работал над различными темами.
Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали посмотреть на этого человека. Из глубинки Башкортостана ему присылали мед. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином. Дома он держал живого льва. Много работал и много пил.
Вереница людей доверяла ему, восхищалась им, подражала его манерам и пересказывала его увлекательные истории. Его великолепный и экстравагантный дом слыл самым ярким центром культурной богемы тех времен. Фотограф и его прекрасная жена принимали у себя знаменитых художников со всего Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше, чем день-два. Но фотография поглотила его по-настоящему.
Двое.
Свою жизнь он не выбирал — его Богом было искусство и это определило его судьбу. Родился в Каунасе. Жил в Вильнюсе. Женился на русской девушке Тане. Очень красивая получилась пара, по воспоминаниям друзей. Яркая. Друзей в доме всегда бывало много — со всего Союза (он не застал распада СССР). Дом — мастерская: безупречный интерьер, старинная мебель, живопись, книги; музыка, посуда, серебро — ничего кричащего и лишнего. Небалтийская широта и хлебосольство. Любопытные, завистники (они его и погубили).
Фотограф Витас Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало. Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные документальные фотографии выдавали в Луцкусе художника, который отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной» жизни. Он не искал успеха в рамках системы. Много лет прошло. Но Луцкус все еще «запрещенный» фотохудожник, даже в своей родной, уже независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена при жизни фотографа.
«Мы просто жили, – вспоминает вдова фотографа, — Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». «Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки».
Они встретились в больнице, когда она готовилась стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена Таня стала его музой и творческим партнером, и моделью, и сопродюсером. Они зарабатывали, создавая рекламные плакаты, которые владельцы магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.
Автопортрет с Таней
Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус навсегда сохранил преданность репортажной съемке, с которой начинал карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления: чистый документализм и храбрый вымысел.
Братья
Витас Луцкус называл себя «дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении.
С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих, милиционеров, городских детей. Он работал с одержимостью, фотокамера всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой, но его работа не принималась цензурой. За ним часто следили информаторы и полицейские.
16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Витаса возмутили вопросы этого человека, согласно отчету, он нанес ему смертельный удар, после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу.
Вместе.
Она продолжала снимать еще в течение нескольких лет, но в Литве никогда не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединенные Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж. Сейчас Таня Альдаг работает в доме для престарелых на своем ранчо в пригороде Мэриленд, где хранит тысячи черно-белых снимков, наполненных советской Литвой.
Таня Альдаг
Фотографии Витаса Луцкуса – фотографа, которого считают одним из родоначальников концептуальной фотографии, — опередили своё время. При жизни он был известен только узкому кругу интеллектуалов, да и его безвременная смерть практически ничего не изменила. В Швейцарии выпустили альбом, в Голландии устроили посмертную выставку, а Музей изобразительных искусств им. Пушкина купил небольшую коллекцию его фото. Несколько снимков Луцкуса ушли с молотка на аукционах.
Этот снимок Витаса Луцкуса из серии «Путешествия» был продан на аукционе Sotheby’s за 1 500 фунтов стерлингов.
Целеустремленность.
Гора с Марксом, Энгельсом и Лениным — Башкирия, река Белая
Тбилиси, 1981
Где-то в Грузии
Нийоле Сторик и Гедрюс Мацкявичюс из цикла «Импровизации»
Радость жизни.
Витас в Вильнюсе, 1980
Мастерская.
https://bigpicture.ru/?p=1096375
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение
12345След.Конец
Лучшие работы
незавидная судьба...впрочем как и у большинства талантливых людей с независимым и незашоренным взглядом..
Лучшие работы
незавидная судьба...впрочем как и у большинства талантливых людей с независимым и незашоренным взглядом..
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
В те времена литовская фотография была тем же явлением, что грузинское кино.
12345След.Конец