О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ Хулиганствующий Элементъ Добавлено: 22.10.2005 |
Когда обсуждают фотографии, часто говорят о форме и содержании. Это, может быть, не очень интересная праздному любопытству тема, но затрагивает весьма и весьма глубокие вещи, о которых должен иметь понятие каждый культурный молодой человек типа Вадима Раскладушкина. Попробуем разобраться подробнее в этих понятиях, их характеристиках и их гармоничном сочетании.
Форма и содержание - это не одно и то же, это разные понятия, и они могут существовать отдельно друг от друга. Более подробно об этом будет рассказано ниже, а для начала автор хотел бы предложить простое сравнение формы с гранёным стаканом, а содержания - с водкой, налитой в этот стакан. На этом месте самые нетерпеливые читатели могут завершить чтение этой статьи и заняться лабораторными занятиями по философии с целью изучения гармонии формы и содержания на личном опыте. Остальным же предлагаю заглянуть в философский словарь. Под формой тут понимается "внешнее выражение какого-либо содержания". Чтобы не томить душу читателя, посмотрим быстрее, как тот же словарь определяет понятие "содержание"; оказывается, что это "то, что наполняет форму". Да, теперь автору уже точно никому не придётся доказывать, что философия - это не наука, а занятие или вид времяпровождения... Под формой в фотографии мы будем понимать её внутреннее строение, определённый порядок. Такое определение подводит нас вплотную к основному понятию свойств целостностей - к понятию гештальта (нем. Gestalt - форма, образ, структура). Гештальт имеет самое прямое отношение к искусству, в том числе к фотографии. Дело в том, что гештальт описывает психические и культурно исторические образования, части которых определяются целым и которые в то же время взаимно поддерживают и определяют друг друга; образования, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Читая философский словарь далее, мы обнаружим, что гештальт (автор намеренно рассматривает его далее, в частности, как форму произведения искусства) обладает некоторыми интересными свойствами. Во-первых, из определения следует, что форма - это целостность, изменение свойств части которой ведёт к изменению свойства целого. Вторым свойством, также следующим из определения, является то, что свойство формы не является суммой образующих её частей, а представляет собой новое качество. В-третьих, форма, являясь целым, представляет собой часть ещё более общего целого, как правило, замкнутую, но, в ряде случаев, и не замкнутую. К форме также применимо понятие важности; целое может быть важным, а составляющие его части неважными, и наоборот. Части могут обладать разной степенью важности, а могут быть одинаково важны, как например в орнаменте. Форма в той или иной степени центрирована, и может быть направлена к какому-нибудь доминирующему конечному пункту. Составляющие члены формы имеют различные степени рангов, бывая главными и второстепенными. Также интересно заметить, что, кроме того, что форма центрирована, она обладает так же центром массы, так, в изображении перспективы автодороги центром направления является точка схода, а центром массы - точка, положение которой легко найти, мысленно вырезав эту автодорогу из фотографии, и найдя устойчивое положение этого бумажного треугольника, поместив его на остриё карандаша. Для любителей философии композиции замечу, что приведённая методика используется в ракетостроении при нахождении так называемого центра давления ракеты, и, в зависимости от его расположения относительно её центра масс и центра тяги, определяется аэродинамическая устойчивость летательного аппарата. Тут есть о чём подумать, анализируя расположение центра композиции, смыслового центра и точки стремления между собой и относительно зрителя. Автор хотел бы также заметить, что книг по композиции существует великое множество, но в очень малом их количестве описываются психологические основы, определяющие влияние той или иной композиции на зрителя. Под формой не следует понимать геометрическую форму предметов. Под формой в фотографии автор понимает само визуальное изображение, его внутреннее построение - композиция, предметы и их взаимное расположение с их визуальными свойствами в кадре, световые пятна, ритмика. Под визуальными свойствами тут имеются в виду геометрические свойства, свойства освещения и цвет. Тут мы подходим к важному для фотографа моменту: сами по себе предметы не имеют никаких других свойств, кроме как визуальных (я не рассматриваю сейчас их физические свойства типа веса и размера, для психологии восприятия эти свойства не являются важными). Говоря другими словами, предметы не имеют никакого своего смысла. То, что для нас является одним, для других является совсем другим. Именно это не понимают авторы фотографий, которые мы относим к "семейному альбому". Возьмём, к примеру, пустую "чекушку" из-под водки, оставшуюся после тех нетерпеливых читателей, кто раньше времени ушёл на лабораторные исследования по философии. Для вас и для меня - это бутылка из-под водки. Но, друзья мои, давайте переместимся на экватор, где живут те туземные племена, которых недавно показали в передаче по телевизору. И что же? То, что для нас - пустая бутылка из-под водки, для них - фотография! Они носят на поясе много маленьких бутылочек с различными запахами, и, открывая крохотные пробочки, и нюхая те или иные бутылочки они предаются воспоминаниям о тех событиях, которые произошли в их жизни, когда они сохранили этот запах! Я тут на секунду отвлекусь, и замечу по пути нашего повествования, что данный пример говорит нам о гораздо большем, чем просто про запах и бутылочки - этот пример красноречиво рассказывает нам о том, что же мы видим на самом деле, глядя на изображение. Мы видим то же самое, что видят эти туземцы, нюхая свои бутылочки - мы переживаем чувства и эмоции, воскрешая при этом свои собственные воспоминания. О том же самом можно прочитать и в моём небольшом рассказике "Фотографии в кармашках". Таким образом, предметы не имеют своего смысла. Недавно автору на одном из фотосайтов пытались доказать, что задача фотографа - выявить и показать внутренний смысл предмета. Как ни забавно это слышать, но посмотрите вокруг - это заблуждение расцвело пышным цветом, и на поиск смысла там, где его и не было, тратятся целые творческие жизни. Пожелаем удачи этим алхимикам от фотографии и пойдём далее.
С определением понятия, что же такое содержание, дело обстоит гораздо сложнее. Можно, конечно, сказать, что содержание - это то, что наполняет форму. Это так, но когда разговор идёт о произведении искусства, которым является хорошая фотография, это определение малоинформативно и ничего не объясняет. Гораздо более информативным определением содержания фотографии является определение его как значение фотографии, характеристику её ценности, значимое наполнение. Содержание фотографии представляет единственную её ценность; форма же не представляет никакой ценности. В самом деле - что для ушедшего ранее читателя более важно - гранёный стакан или налитая в него водка? Стакан не значит ничего, водка значит всё, а будучи перелитая в желудок, она значит даже гораздо больше. Значение двухсот граммов водки не меняется от того, во что она налита - в стакан или во фляжку, то есть одно и то же содержание можно поместить в различную форму. Из предыдущих абзацев читателю должно быть понятно, что форма может существовать без содержания. А может ли существовать содержание вне формы? - Да, может. Для примера вспомним пример про туземцев с их бутылочками, мы не в силах найти тут даже намёков на форму, в то время как содержание тут имеется в полном объёме. Другим примером, с которым всем придётся столкнуться в конце жизни, является смерть организма, когда содержание покидает свою форму. Содержание произведения искусства существует отдельно от его формы, и принадлежит человеку. То есть, мы подошли к пониманию того, что понятие формы принадлежит самой фотографии, а содержание - автору и зрителю. И в заключение этой главы я скажу, что содержанием произведения изобразительного искусства являются чувства и эмоции, то есть всё то, что является фотографической идеей снимка, о которой можно прочитать более подробно в статье автора "О фотографической идее". Мысль не должна являться содержанием фотографии, к которому стоит стремиться, подобные направления примитивизируют понимание задачи как изобразительного искусства, так и искусства вообще. Говоря про содержание, стоит ещё отметить, что было бы совершенно неверным рассматривать его как какое-то чистое, элементарное чувство, нет. То содержание, которое фотограф вкладывает в свою фотографию, больше похоже на то, что представляет собой цвет краски на кончике кисти живописца, в подавляющем большинстве случаев это смесь двух и более красок. Содержание, представляющее собой "чистый" цвет краски, без оттенков, представляет собой основу для кича, превращаясь в него при облечении в надлежащую качественную форму.
Таким образом, глядя на эти две вершины айсбергов, на форму и содержание, возвышающиеся над безбрежной океанской гладью, мы начинаем понимать, что истинное имя этим огромным, скрытым под водой айсбергам - материализм и идеализм. Любой фотограф, снимая каждую свою фотографию, как и Создатель, соединяет дух с материей, то есть облекает содержание в форму. Поскольку форма и содержание существуют отдельно друг от друга, то задачей фотографа является попытка создать такую форму, которую зрителю захотелось бы заполнить именно тем содержанием, для которого она предназначалась автором. Пивная кружка предназначена для пива, а не для водки; рюмка создана для водки, а не для чая, а чай следует наливать в чашку. В действительности же часто происходит так, что зрителю предлагают такую форму, которую непонятно каким содержанием следует наполнять. Далее возможны варианты, в зависимости от зрителя - либо он вообще тут ничего не видит, если он честный; либо видит какие-то собственные фантазии, если это воспитанный человек. Таким образом, одна из задач формы - внести ограничения в диапазон возможных содержаний, но при этом не сводя его до одной точки. Поговорим теперь про так называемую "гармонию формы и содержания". Если взять, к примеру, театральную постановку, то наверное, было бы забавно наблюдать драматическое по содержанию действо, облечённое в форму оперетты. Главный герой мучался весь спектакль от неразделённой любви, но под весёлый музон, и в итоге повесился, продолжая отплясывать при этом канкан. Другой пример - мощная хоровая оратория, повествующая о том, что "в доме жрать нечего, иди, милай, за хлебом в продмаг!". Тут мы наблюдаем явное несоответствие формы содержанию, и даже можем сказать, что в первом случае форма гораздо ниже содержания, а во втором - содержание недотягивает по ценности даже до формы. Таким образом, в ряде искусств, где используется такой активный способ подачи содержания, как слово, форма должна быть действительно гармонично подчинена содержанию, поскольку дисгармония нарушит авторский замысел. А что же с фотографией; должна ли тут быть гармония формы и содержания? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, не так очевиден, как считают. Ни одна фотография не может иметь полной гармонии формы с содержанием в силу того, что её зрителями являются разные люди; фотография имеет одну форму, и количество содержаний, равное количеству её зрителей. Очень хорошо, если эти содержания совпадают между собой и с авторским замыслом; не так плохо, если они не совпадают, хуже, если форма при акте просмотра её зрителем не освободила никакого содержания вообще - такая фотография не имеет никакой ценности. Таким образом, результатом гармонии формы с содержанием в фотографии является примерно одинаковое чувство - заложенное и полученное. Поскольку фотограф не в силах управлять содержанием, он создаёт гармонию формы и содержания посредством "построения", вычленения соответствующей формы. Правда иногда, происходит наоборот - фотограф находит содержание в случайной форме, но автор хотел бы отметить тут, что такие как бы "случайности" являются результатом очень большого опыта. Настоящий фотограф, прежде всего, хорошо разбирается в себе самом, а не в картинках. Выразить как можно более кратко основной принцип гармонии формы и содержания в любом виде истинного искусства можно в следующем виде: "большое содержание в малой форме". Это же относится и к творческой фотографии. Напротив, принцип "малое содержание в большой форме" относится ко всякого рода ремеслам, к примеру, рекламной фотографии, и образует принцип популярного искусства. Искушённому зрителю это должно напоминать несколько капель дешевой водки на дне большого и красивого бокала. В заключение мне хотелось бы отметить, что гармония формы и содержания - это не постоянная во времени величина, она постоянно меняется, в малой степени за счёт небольших колебаний содержания, а в основном из-за постоянного изменения форм. Поиск новой формы - это неблагодарная задача для фотографа, живущего текущим моментом; кроме оплеух, чугуна и обвинений в психических отклонениях ничего ему не приносящая, но, на самом деле, имеющая огромное значение - прогресс Мирового Искусства основан на облечении маломеняющихся содержаний в новые формы.
|
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|